Шоколадный кошмар


Давайте применим это будущее правило к сегодняшнему, скажем, итальянскому дню. Что получается. В сегодняшней заявке миланского "Интера" есть только один такой молодой свой. И то очень спорно - свой ли он. Нигериец Мартинс поступил в академию "Интера" в 16 лет, то есть уже старшеклассником, - можно ли его считать воспитанником "Интера"? В "Ювентусе" есть пара игроков в возрасте 21 года. Но они прибыли в Италию уже не школьниками. В заявке "Милана" вообще нет ни одного игрока моложе 21 года. Может быть, это особый случай Италии? Ничуть.
Любая заметная европейская команда, повинуясь постановлениям УЕФА, уже через год должна пополнять состав молодыми игроками. Конечно, данное правило придумано в первую очередь для того, чтобы осадить суперклубы. Но если посмотреть заявочные списки серии А, мы увидим, что только несколько команд имеют в своем составе нужное количество молодых игроков нужной крови.
Новый закон УЕФА хочет победить саму природу - чем острее конкурентная борьба, чем в конечном счете выше уровень футбола, тем труднее в нем проявить себя молодому человеку. Исключения вроде Руни или Роббена, разумеется, не в счет. УЕФА хочет по четыре исключения на каждую команду.
Вот откуда это всеобщее молчание по поводу уефашных постановлений. А что, собственно, можно сказать в ответ на этот бред? Сезон в разгаре, дел невпроворот, а тут какое-то собрание пикейных жилетов беспокоится за судьбы футбола, да еще возводит свое беспокойство в ранг закона.
На самом деле все более распространяющийся взгляд на УЕФА как организацию глубоко маразматическую в целом неточен. Хотя в данном случае вполне справедлив. УЕФА - организация общественная. Поэтому именно от нее должны исходить социальные инициативы. От кого еще? Кто-то должен причитать о чудовищном, невиданном классовом расслоении в Европе, потому что это расслоение и в самом деле существует, достаточно взглянуть на актуальные турнирные таблицы главных европейских чемпионатов: богатые с огромным отрывом наверху, бедные за что-то там борются внизу. Кто-то должен заступаться за маленьких и бедных. Кто-то должен противостоять зверствам футбольного капитализма и экспансии Абрамовича в частности.
Другое дело, что борьба с уродствами футбольного капитализма не должна оборачиваться войной с самими капиталистами. Называя вещи своими именами - кормильцами футбола. Только с преобразованием МЮ, "Реала", "Баварии", "Милана", "Барселоны", "Арсенала" в транснациональные компании футбол превратился в дорогой товар. Конечно, с продажи телевизионных прав Лиги чемпионов маленькие клубы получают крохи. Но еще 15 лет назад и этих крох не было. Или участники конгресса УЕФА считают, что жителю, скажем, Швейцарии "Русенборг" интересен так же, как "Милан"? Или они думают, что залихватскую атаку "Арсенала" сильно портит то, что в ней участвует голландец, француз и швед? Как же так, команда все-таки английская.
Нет правила, которое нельзя обойти. К любому распорядку можно приспособиться, продолжая дудеть в свою дуду. Если, конечно, это не распорядок концлагеря. И итогом пламенной борьбы УЕФА с уродствами современного футбола станут уродства совсем уж неслыханные. Если сейчас селекционеры главных футбольных фирм ведут борьбу за 16-18-летних игроков, то есть молодых людей, так сказать, в возрасте согласия, то новый регламент УЕФА предписывает выкорчевывать деревца помоложе.
Вот, предположим, сидит дома в каком-нибудь словацком городке мальчик 11 лет, очень ловко гоняющий мяч. Вдруг стук в дверь. Мальчик открывает, а там Дед Мороз с подарками от дяди Сильвио. Мальчик лопает шоколадные конфеты. Опять стук в дверь. Опять Дед Мороз. Но на этот раз подарки от дяди Ромы. И подарков значительно больше. Вместо килограмма шоколада - аж целых три. Вы понимаете, чем это чревато для мальчика. Диатез, расстройство желудка, отказ от важнейших для подрастающего организма питательных элементов. Конец футбольной карьере.
Надеюсь, что этот шоколадный кошмар все же не случится. Надеюсь, в ближайшее время большие дяди из больших клубов соберутся вместе, потолкуют как следует и навсегда лишат УЕФА права законодательной инициативы. Пусть голос УЕФА будет совещательным голосом почтенного ворчуна или молодым голосом уличной демонстрации. Можно прислушаться, можно пойти на уступки. Но подчиняться этим благороднейшим людям - никогда.