Виртуальные перевозки
Основная идея реформы в делении города на лоты, где предлагаются перевозчикам и выгодные (коммерческие) маршруты, и невыгодные (социальные). При этом победитель конкурса должен соблюдать ряд условий, диктуемых городскими властями.
Конверты с заявками на обслуживание пассажиров в экономическом комитете вскрыли еще на прошлой неделе, но результаты обещали объявить только в середине февраля. До тех пор их рассматривает рабочая группа. Во избежание ложных сведений и прочих подлогов. Среди перевозчиков разыгрываются 62 лота, каждый из которых объединяет несколько "социальных" и "коммерческих" маршрутов. Фирма-победитель должна возить горожан в больших автобусах по тарифам, установленным городом: льготников по карточке, а остальных - за 10 рублей. За это фирме (и только ей одной) разрешается работать на коммерческих маршрутах, назначая там любые цены и окупая тем самым затраты на "социалку". Теоретически затраты может компенсировать и городская казна, если не найдется никого, кто откажется от субсидий и будет возить горожан за свой счет. Однако ставка делается на то, что таковые обязательно найдутся. И не безосновательно.
Весь набор не может позволить себе ни один перевозчик, и по этой причине конкурс провалился осенью прошлого года. Так что достаточно соблюсти первые два правила - закупка автобусов и отказ от субсидий. Становится понятно, почему половина участников поставили в графе "субсидии" нули, а вместо автобусов предоставляют договоры с производителями об их поставках к марту.
"В заявках почти полтысячи "виртуальных" автобусов, -сообщает первый зам генерального директора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов. - И я очень сомневаюсь, что за два месяца они материализуются". Возможна, по его мнению, перепродажа маршрутов или вообще невыход машин на линию. Генеральный директор "Балтик-Стар"Татьяна Кутовая возмущена таким подходом: "Конкурс мешает тем, кого устраивает нынешняя ситуация. Его хотят сорвать большие компании, потому что им придется делиться с властями и возить невыгодных "социальных" пассажиров", и мелкие фирмы, которым социальные перевозки просто не потянуть. А продать маршрут невозможно, потому что он городской, а не частный".
Если конкурс пройдет, а выигравшие компании окажутся не в состоянии обслужить маршруты, то транспорт на линии не выйдет. А если таких окажется много? И еще один вариант: противники конкурса все-таки пролоббируют свои интересы и сорвут конкурс вообще. И в том и в другом случае последствия труднопредсказуемы. Власти не собираются отказываться от транспортной реформы и говорят, что скорее всего в обоих случаях рано или поздно будет новый конкурс, пусть и с другими правилами.