Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Третьяковке снесло крышу

В понедельник прошли последние вернисажи Московской биеннале: в ГМИИ имени Пушкина открылась выставка классика видеоарта Билла Виолы "Приветствие", а в центре "АртСтрелка" - несколько галерейных экспозиций, в том числе выставка Бориса Михайлова в XL-галерее. Между тем в Третьяковской галерее биеннальская выставка "Сообщники" вызвала скандал. В выходные в Третьяковке случилось несчастье. Инсталляцию австрийца Константина Лузера - множество лампочек на крыше и стене здания на Крымском Валу - снесло ветром
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Прошли последние вернисажи Московской биеннале: в ГМИИ имени Пушкина открылась выставка классика видеоарта Билла Виолы "Приветствие", а в центре "АртСтрелка" - несколько галерейных экспозиций, в том числе выставка Бориса Михайлова в XL-галерее. Между тем в Третьяковской галерее биеннальская выставка "Сообщники" вызвала скандал.
В выходные в Третьяковке случилось несчастье. Инсталляцию австрийца Константина Лузера - множество лампочек на крыше и стене здания на Крымском Валу - снесло ветром. Проект заключался в том, что любой прохожий набирает на "пишущей машинке" любое слово, и оно зажигается тысячей ламп на стене, как иллюминация. В других странах мира Константин Лузер устанавливает свою инсталляцию на небоскребах. В Москве ему отвели скромное место на стене новой Третьяковки. Вероятно, побоялись возможного содержания текстов. Но ничего, хоть так. Кураторы биеннале уверяют, что инсталляцию закрепят заново, и она таки будет работать.

В самой же Третьяковке на Крымском Валу, под этой самой крышей, проходит спецпроект биеннале "Сообщники" - замечательная выставка, которая едва ли не впервые в таком объеме представляет русское искусство 70-х - 80-х годов. Куратор проекта - Андрей Ерофеев, по собственному почину собравший уникальную коллекцию нашего неофициального искусства и несколько лет назад передавший ее в Третьяковку. На выставке показана ее малая часть - только те произведения, которые создавались группами и артсообществами (отсюда и название проекта). Их больше двадцати: "Мухомор", "Гнездо", "СЗ", "Трехпрудники", Escape, "Синие носы" и так далее.

Выставка действительно потрясающая и очень красивая. И совершенно переворачивает представления о русском неофициальном искусстве. Раньше казалось, что наши художники, в силу обстоятельств жившие в подполье и не имевшие достаточно средств на производство работ, были хороши концептуально, но вопрос о качестве их произведений оставался открытым. Их работы знали в основном по архивным фотографиям и черно-белым репродукциями в журналах и самодельных каталогах. Редко видели в натуре. Теперь увидели. Оказалось, что работы - великолепного качества, очень эффектные и мощные. И абсолютно адекватные мировым арт-трендам того времени.

Все эксперты признали "Сообщников" одной из лучших экспозиций и биеннале, и Третьяковки. Все, кроме самих сотрудников Третьяковки - от важничающих зальных смотрительниц до директора. Они сочли выставку недостойной музейного статуса. Дошло до того, что, по информации "Известий", г-н Родионов (Валентин Алексеевич - гендиректор ГТГ) пригрозил вообще закрыть выставку. Потому якобы, что там есть работы, на которых изображены обнаженные части тела. При этом - ирония судьбы - в соседних залах Третьяковки работает выставка "Пленники красоты" (великолепный русский салон), где не то что на некоторых работах, а практически на всех изображены обнаженные, и даже не части тела, а тела целиком. Так что уж точно директор не ханжа. Может, ему просто не нравится, что в галерее работает кто-то еще, кроме отдела бухгалтерии, который насчитывает 76, кажется, человек?! (Для справки: научных сотрудников в ГТГ - примерно 120.)
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир