"Звуки Му" не прозвучали
Такой фильм вообще-то сложно испортить. То есть вот фильм, в котором есть старые, архивные съемки "Звуков Му", интервью с участниками и лично Петр Николаевич Мамонов что-то говорит в камеру - его как ни сними, все выйдет неплохо. Но режиссер Марина Любакова, конечно, постаралась. Тут есть и камера, которая глубокомысленно шарит по снежным полям, и кресты с колоколами, и общая блистательная интонация "позвеним о вечном" в худших традициях канала "Культура". Не говоря уж о замечательном монтаже с затемнениями в самых неожиданных местах. Понятно, почему Борис Гребенщиков, поначалу сговорившийся с ней о съемках аналогичного панегирика к своему 50-летию, быстро опомнился и от всего отказался. И примерно понятно, почему рассорился с режиссером и сам Мамонов, который даже пытался воспрепятствовать премьере. В результате драгоценные кадры с Петром Николаевичем, которые все-таки успели снять, размазаны по фильму аккуратным тонким слоем, и толку от них - чуть.
Когда басист группы Александр Липницкий вслед за Артемием Троицким называл фильм бесформенным и неясным, он еще многого недоговаривал. Можно, допустим, считать, что "Темный Му" вышел странноватым, бессвязным и мутным, потому что такова и музыка "Звуков Му", но вот уж чего-чего, а вялости в мамоновских песнях не было никогда. В фильме к тому же сквозит совершенно невыносимая претензия снять "портрет эпохи" - при уровне, за который и выпускнику ВГИКа было бы стыдно. Особенно бесила невозможность режиссера осознать, что единственная ценность ее ленты - это собственно архивные кадры, которые прерывались так часто, что ни одной песни в исполнении Мамонова не удавалось дослушать хотя бы до конца первого куплета.
Фильм показывали в подвале клуба на Брестской с наивно-концептуальным фуршетом (шпроты, черный хлеб, сало и огурцы) и почему-то разливным венгерским "Уникумом", без которого досмотреть картину до конца было бы куда сложнее. Совершенно очевидно, что часть публики ожидала увидеть живого Мамонова, а обнаружив, что его нет и не будет, сильно расстроилась - тут, конечно, алкоголь подоспел очень кстати. Зато после начался концерт из разряда "странное и удивительное". Отыграла, например, подростковая группа Upstairs, составленная из детей музыкантов "Звуков Му", причем за барабанами обнаружился тот самый юноша, который на прошлой неделе вылез на сцену Б2 и успешно подменил барабанщика британского коллектива Pink Grease. Показал две-три свои старые песни барабанщик "Звуков" Алексей Павлов, он же "МД&C Павлов", - это было очень, очень печальное зрелище. Группа Blast, в которой сейчас трудится клавишник Павел Хотин, выдавила из себя все тот же унылый караоке-рок, которым она из года в год радует посетителей англофильских клубов и заведений на Рублевке. Причем в череде сыгранных ими песен прозвучала и "Муха - источник заразы", получившаяся такой же безликой, как и прочие освоенные ими эстрадные номера, от U2 до Clash. Еще появился Сергей Рыженко, лидер всеми забытой московской группы "Футбол", и напомнил, как звучала русская рок-музыка году в 1982-м (один раз - на юбилее Джоанны Стингрей - послушать это было даже любопытно, но два раза - все-таки перебор). Однако главное случилось примерно в середине концерта: на сцене появилась группа "Отзвуки Му" - все музыканты группы без Мамонова (и в данном случае без Алексея Бортничука), микрофон схватил Артемий Троицкий и совершенно незабываемым образом проорал туда текст песни "Люляки баб". Троицкий, конечно, тот еще певец, но выглядело это совершенно восхитительно.
Александр Липницкий: "Получается, юбилей группы мы с Мамоновым справляем порознь"
- "Отзвуки Му" - это проект, который появляется раз в несколько лет. В нем и Вася Шумов солировал, и Артемий Троицкий, и Жанна Агузарова. Жанну я, кстати, честно пытался найти, но ничего не вышло. У меня есть ее домашний телефон, да что-то к нему никто не подходит. Она все-таки совсем из этого мира выпала. Мы очень надеялись, что на вечер из Ящурова подъедет Алексей Бортничук, младший брат Мамонова. Но он, к сожалению, не выбрался. Ну, а Петя - вы уже знаете эту историю. Получается, что 21-летний юбилей группы мы как бы справляем порознь: группа - показом этого фильма, а Мамонов - своими спектаклями в МХТ. При этом, что характерно, и я, и Троицкий участвовали в его спектаклях буквально этим летом. В маленьких таких эпизодах. Там у Пети есть трехминутный момент, когда ему нужна пауза и надо отвлечь публику. И вот однажды выходит Артем, а в другой раз - я. Рассказывал довольно смешную историю про Колю Дмитриева. Публике очень нравилось.