Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Правительство РФ упростило порядок получения статуса ветерана боевых действий
Общество
Число пострадавших при теракте в «Крокусе» увеличилось до 382 человек
Культура
В Москве начала работу ярмарка современного искусства Art Russia
Общество
Экс-министр здравоохранения Ростовской области приговорена к 4,5 года колонии
Авто
УАЗ возобновил производство экспедиционных версий авто
Мир
В Нью-Йорке протестующие пацифисты прервали выступление Байдена
Мир
В Польше подняли в небо авиацию из-за якобы активности России
Мир
Спикер парламента Армении заявил о стремлении страны в Евросоюз
Общество
Четвертую скважину на руднике «Пионер» не смогли пробурить до расчетной глубины
Мир
Палестинские дети запустили воздушных змеев в Газе в знак стремления к миру
Мир
Выживший при ударе танка ВС РФ по Bradley пленный ВСУ рассказал об атаке
Интернет и технологии
Более 124,4 тыс. материалов было удалено соцсетями в 2023 году по требованию РКН
Интернет и технологии
Антенны с метаповерхностью обеспечат РФ спутниковой связью
Мир
На Украине сообщили о повреждениях тепловых и гидроэлектростанций
Спорт
Глава МОК Бах признал влияние политики на деятельность организации
Авто
В России за прошедшие сутки произошло 176 ДТП

Ностальгия по андеграунду

Ностальгия по 70-м прочно вошла в нашу эмоциональную палитру. В этом году сладкая тоска по квартирному подпольному искусству обрела художественное воплощение. 30 лет исполняется знаменитым выставкам ленинградского художественного андеграунда в ДК им. Газа (1974 год) и ДК "Невский" (1975 год). Те памятные выставки избежали бульдозеров, но память о недавних московских разборках была жива. Чтобы посмотреть на подпольное искусство в Ленинграде, люди стояли в очередях по 6 часов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В эти же дни отмечается 15-летие Пушкинской, 10. Поностальгировать по обоим поводам можно в Центральном выставочном зале "Манеж", где проходит Фестиваль независимого искусства.<?xml:namespace prefix = o />

И ведь немного времени прошло - три десятка лет, а мы с комфортом гуляем по просторным до гулкости залам Манежа. Никто не мешает наслаждаться, но удовольствие лишено азарта борьбы и сопротивления. В общем, что-то совсем другое. Эмоция одна - ностальгия. Выжившие и разъехавшиеся по странам и континентам художники приехали специально на торжества. Они раздают дипломатичные интервью. Говорят о том, что жить мы тут стали хорошо ("а вот я всегда мечтал уехать"), и, конечно, о том, что современные работы - это «совершенно европейское искусство". То есть хвалят. Вроде, и вы, ребята, - молодцы, пишете картины потихоньку, в русле европейских тенденций.

Если честно, весь первый этаж, где выставлены нынешние обитатели Пушкинской, 10, со своими картинами, инсталляциями из пакетов соли, «мышеловками» и проектом Храма Любви Джона Леннона, можно пробежать, глянув одним глазом. Все это лучше смотреть на самой Пушкинской, где становится как-то совершенно неважно, останется ли данное искусство на века, или нет. У этого сквота - своя энергетика, появившаяся там с 1989 года - времени первых самовольных захватов полуразрушенного дома. Энергетику подпитывали ярчайшие персонажи андеграунда - Рыбаков с Ковальским, Шевчук с Бутусовым, Шагин с Шинкаревым и прочая, прочая, прочая… Посетителю настойчиво напоминают, что и все нынешние "пушкинцы" родом оттуда, из 70-х, ну в крайнем случае из 80-х, поэтому прямая вам дорога на второй этаж Манежа, где можно прикоснуться к истокам.

Истоки, действительно, впечатляют. Мы получили редкую возможность увидеть, что же выставлялось на "Газоневщине", что приводило посетителей в экстаз, что творилось вокруг. С первых же полотен нас захватывает время невидимых миру бурь, слез, братства, веселого пития, горького отрезвления. И, конечно, творчества, которое питалось всем этим и росло из всякого сора. Захаров-Росс, Рухин, Овчинников, Белкин, Раппопорт, Арефьев… 27 художников из тех 52, кто участвовал в выставке 1974 года, представлены в Манеже. Здесь же картины с квартирных выставок 70-80-х. годов. Полотна действительно гениальные соседствуют с наивными до удивления, но «заряженными» молодой силой. Рядом с картинами-участниками на витрине ворох самиздата. "Клуб-81", объединивший литераторов андеграунда - явление, параллельное художественным выставкам нон-конформистов. Кривулин, Уфлянд, Шнейдерман, Горичева, Гнедич… Какие лица смотрят с черно-белых фотографий! Круглый потрепанный стол, старенькая печатная машинка (они тут для наглядности) - вот и все, собственно, что нужно было для поэтической и личностной реализации. А еще в зале висит карта "памятных мест неофициального искусства" и просьба написать адресочки, известные только вам. Поборов генетическую подозрительность, посетители усердно вспоминают "мастерскую Брусовани на Пушкинской, 17", "коммуналку Михаила Шемякина на Звенигородской", "лодочную станцию на реке Смоленке"...

Выставке сопутствует Фестиваль независимого искусства. Знающая публика ежедневно собирается то на литературные чтения с участием "неофициальных" поэтов и прозаиков, то на концерты экспериментальной музыки галереи экспериментального звука "ГЭЗ-21"; на спектакли Русского инженерного театра "АХЕ", перфомансы Танц-театра "Игуан-Dance", действа "Интерьерного театра", показ неформатного кино, выступление Александра Дольского, Алексея Хвостенко.
Комментарии
Прямой эфир