Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Усадьба купцов Грачевых станет офисом

Главный дом и флигели усадьбы, обступающие парадный двор, выстроены в 1816 году. Усадьба была жилой господской частью текстильной фабрики Грачевых, затем кружевной фабрики Ганешиных, преемницей которой в советское время стала Гардинно-кружевная фабрика имени Тельмана. В 90-е годы начался вывод последней из центра города. Старые промышленные здания частью назначены под снос, частью - под реконструкцию с новым приспособлением. Подобным образом развиваются события и на расположенно
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Пустующие архитектурные и исторические памятники остаются предметом особого внимания "Известий". В этом году мы посетили палаты Пожарского (27 мая), усадьбу Разумовского (3 июня), дом Всеволожских (3 июля) и особняк Поливанова (29 июля). Сегодня наш путь лежит в Большой Саввинский переулок близ Новодевичьего монастыря, где под № 6 значится городская усадьба купцов Грачевых.

Главный дом и флигели усадьбы, обступающие парадный двор, выстроены в 1816 году. Усадьба была жилой господской частью текстильной фабрики Грачевых, затем кружевной фабрики Ганешиных, преемницей которой в советское время стала Гардинно-кружевная фабрика имени Тельмана. В 90-е годы начался вывод последней из центра города. Старые промышленные здания частью назначены под снос, частью - под реконструкцию с новым приспособлением. Подобным образом развиваются события и на расположенной неподалеку шелковой фабрике "Красная Роза", о которой "Известия" писали в связи с судьбой ее старейшего корпуса - бывшего усадебного дома Всеволожских. Но если дом Всеволожских входит в проект нового приспособления фабричных зданий (что, впрочем, ему не слишком помогает), то дом Грачевых юридически выделен из территории своей фабрики и несколько лет ожидал собственного инвестиционного проекта. В этом ожидании усадьба несколько лет физически пустовала и ветшала. Только сегодня наметились перемены к лучшему. Но по порядку.

Купеческая постройка - усадьба Грачевых - лучше всех окрестных зданий воплощает память о временах, когда вся кромка высокого москворецкого берега от Ростовских переулков до Новодевичьего монастыря принадлежала аристократическим фамилиям - Апраксиным, Яньковым, Вельяминовым-Зерновым, Салтыковым, Долгоруковым, имевшим здесь, на юго-западной окраине Москвы, усадьбы полусельского характера. На протяжении XIX века эти владения одно за другим переходили в купеческие руки и заполнялись фабричными корпусами. Особенно активно застраивались набережные сады, так что немногие сохранившиеся барские дома оказались скрыты от Москвы-реки и сами лишились видов на реку и далее - на Дорогомиловский луг, долину Сетуни и Поклонную гору. Была обстроена подобным образом и усадьба Грачевых; ее главный дом и парадный двор сохранили по крайней мере обособленное положение на фабрике.

Архитектура дома, выстроенного после пожара 1812 года, характерна скорее для допожарного времени - и это еще одна отсылка к аристократическим воспоминаниям района. Колонные портики коринфского ордера на обоих фасадах - уличном и речном, многофигурные рельефные композиции, лепные детали, белокаменный карниз, кованая ограда между белокаменными же столбами... Не сохранилась только планировка: владельцы в конце XIX века переделали дом под квартиры фабричных служащих.

Среди них был Карл Метнер, сыновья которого Николай и Эмилий, поселившиеся здесь на третьем этаже в 1913 году, своими именами сообщили архитектурному памятнику дополнительную мемориальную ценность. Эмилий Карлович основал издательство "Мусагет". О композиторе Николае Карловиче Метнере не приходится много говорить; он жил в доме по Саввинскому переулку до 1919 года, когда семью выселили, после этого вскоре эмигрировал. Нужно вспомнить и Александра Карловича - тоже композитора, скрипача и дирижера. Сохранились воспоминания о доме Метнеров, в частности принадлежащие перу Мариэтты Шагинян, жившей у них в 1916 году.

Что происходит с домом сегодня? Только два года назад заброшенная усадьба нашла нового арендатора - закрытое акционерное общество "Большой Саввинский, 6", из названия которого должно следовать, что оно специально создано для освоения памятника. Учредители ЗАО предполагают использовать усадьбу в качестве представительского офиса некой крупной полугосударственной фирмы. Трудности начались сразу: в прошлом году ЗАО пришлось судебным порядком подтверждать права аренды, оспоренные некими ярославскими бизнесменами, располагавшими, на удивление, собственным договором с Управлением охраны памятников. Права подтверждены, заказан проект реставрации. Эскизный проект уже выпущен, рабочие чертежи ожидаются до конца года. Предполагается воссоздать первоначальную планировку дома, организованную вокруг парадной лестницы. Тем временем на месте начаты противоаварийные и подготовительные работы - очистка подвалов, чердака. В доме поставлены охрана и оборудована рабочая бытовка. Начало реставрации фасадов намечено на будущий год, интерьеров - еще на эту зиму.

Остается надеяться, что дело пойдет так, как намечено, и замечательный памятник переместится из условной "Красной книги" Москвы в "белую", а не в "черную".
Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир