Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Потому что лето

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"А вы знаете, что Леонид Парфенов вернулся на НТВ?" - ошарашила меня намедни соседка, ярая поклонница Парфенова и вообще женщина в высшей степени "продвинутая". "С чего вы взяли?" - спросила я, ощутив неприятный укол самолюбия: надо же, она, пенсионерка в курсе, а я-то... "Так вы программу передач на следующую неделю посмотрите, - снисходительно улыбнулась моя собеседница. - Три вечера подряд - "Российская империя", а днем в понедельник - его же фильм о Татьяне Лиозновой. Точно вам говорю: вернулся!"<BR><BR>Пришлось мне разочаровать парфеновскую фанатку: Парфенов никуда не возвращался. Просто НТВ, владея правами на его фильмы, решило собрать еще один урожай с того же огорода. Потому что лето. Программы и ведущие отправляются кто в отставку, кто в отпуск. А показывать-то все равно что-то надо - иначе оскорбленная самоуправством нового руководства НТВ публика уйдет и уже никогда не вернется. Парфенов же - наиглавнейший энтэвэшный бренд - ход беспроигрышный. И зрителю радость, и каналу прибыль.<BR><BR>То, что <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/tv/article132159">Парфенов изгнан с НТВ </A>за нарушение норм корпоративной этики, для канала не помеха. Эти пресловутые этические нормы - что дышло: куда хочу, туда и поворочу. Видимо, по мнению руководителей компании, показ работ уволенного автора вполне этичен. В свое время Светлана Сорокина, ушедшая с НТВ на ТВС и обнаружившая в программе покинутого канала свои фильмы, горько пошутила: "Могли бы показывать их под рубрикой "Трофейное кино". Вот и фильмы Парфенова - трофеи для НТВ. Враг повержен, но не пропадать же добру. Такая вот, извините, этика.<BR><BR>На других каналах, счастливо избежавших споров хозяйствующих субъектов, смены менеджмента и увольнения знаковых персонажей, трофейным продуктом не пользуются, но уж собственных "звезд" "пользуют" по полной программе. <BR><BR>Вспомним, к примеру, милейшего Николая Николаевича Дроздова, которого в нашей стране знает в буквальном смысле слова каждая собака, не говоря уже о зрителях всех поколений - от мала до велика. Тридцать с лишним лет он ведет программу "В мире животных", стало быть, тоже бренд Первого канала. Да еще какой бренд - брендище! И вот уже его вместе с другими отправляют на необитаемый остров. И пусть не он стал последним героем (по условиям игры сотрудник канала-устроителя и не мог им стать), но шоу "Последний герой" Дроздов безусловно украсил и дополнительное зрительское внимание определенно привлек. <BR><BR>А потом уж на волне усилившейся популярности Николая Николаевича и в соведущие новогоднего "Огонька" определили, и в российское жюри конкурса "Евровидение" привлекли, даром что Дроздов - человек безотказный. И даже в "Ночном дозоре" - первом российском блокбастере, который успешно шагает по стране, - всяческие страсти-мордасти время от времени микшируются характерным дроздовским голосом, рассказывающим из телевизора о повадках братьев наших меньших.<BR><BR>Или возьмем Леонида Якубовича, любовь к которому у народных масс сопоставима только с любовью к дедушке Ленину, как ее описывали советские писательницы в душещипательных "Рассказах о Ленине". Сходство двух культовых персонажей разных эпох усиливает и то, что к обоим не иссякал поток ходоков с дарами. В одном старом анекдоте Ленин спрашивает у крестьян: "Откуда вы?" - "Из Саратова, Владимир Ильич, вот сметанки вам принесли, молочка, маслица". - "И долго ли шли?" - "Да неделя будет". - "А, ну тогда детям, детям!" Так и Леонид Аркадьевич, взирая на круги домашней колбасы и жбаны с медом, восклицает порой: "В музей, в музей!" И глаза, совсем как у Ленина, добрые-добрые!<BR><BR>С недавних пор Якубович не только разгадывает слова с посетителями "Поля чудес" и не только с их подачи рядится то в пожарника, то в медведя, но и ежедневно по будням раздает годовые запасы стирального порошка, стиральные машины и большие суммы денег. Для того чтобы стать счастливым обладателем всего этого богатства, зрителю нужно купить пачку стирального порошка нужной марки, отрезать от нее купон и прислать в редакцию, не забыв указать номер своего телефона. Дальше - уже чистое везение. Вам могут позвонить в любой момент, и, если вы окажетесь дома, вы гарантированно получите годовой запас порошка и стиральную машину. А если вы правильно угадаете цифру, под которой скрываются вожделенные деньги - от 50 тысяч рублей до миллиона, то и деньги будут ваши.<BR><BR>Между нами говоря, это никакая не телепрограмма, а в чистом виде рекламная акция фирмы, выпускающей стиральный порошок. В телепрограммах, играющих со зрителями на деньги, участнику нужно хоть что-то сделать: выбрать из четырех вариантов ответа правильный, сожрать жирного червяка, вытерпеть крыс, бегающих по обнаженному телу, или просто угадать букву в заданном слове. В "Стирке на миллион" ни знать, ни делать вообще ничего не нужно. Достаточно просто оказаться дома, чтобы до вас могли дозвониться, и немного везения, чтобы под одной из цифр вам не выпала пустота.<BR><BR>Работа для ведущего явно не пыльная. К тому же Якубович, изрядно подуставший от бурных выражений любви народных масс, в "Стирке" общается с ними по телефону, то есть его не зацеловывают, не кормят насильно и не душат в объятиях непосредственные тетушки, переживающие на "Поле чудес" свой звездный час. Возможно, поэтому Леонид Аркадьевич преисполнен здесь такого невероятного энтузиазма, что временами за него становится страшно: человек он все ж немолодой, а кричит и подпрыгивает, словно Валдис Пельш. Ну, приятно, наверное, просто так, ни за что дарить людям крупные суммы денег - тем паче что не свои. Но зачем уж так-то себя тратить?<BR><BR>У меня есть, конечно, версия. Чтобы ведущий уровня и авторитета Якубовича согласился на откровенно рекламный проект, ему нужно было сделать такое предложение, от которого никак нельзя отказаться. Отсюда и энтузиазм, достойный лучшего применения, и дикие крики, временами переходящие в стоны счастья, и растрата (по большому счету) своего мастерства и своего авторитета. Хотя как знать? Народ любит получать призы и деньги "на халяву". А значит, не утратит любви к тому, кто, подобно волшебнику из голубого вертолета, подарит 500 эскимо. Во всяком случае, рейтинги у "Стирки" - зашибись!<BR><BR>И последний пример того, как можно не мудрствуя лукаво сотворить программу, играя исключительно на популярности лиц и все той же зрительской к ним любви. Первый канал аккурат в разгар мертвого сезона выпустил в эфир премьеру - программу "Анекдоты". В ней известные стране люди - в основном телеведущие и тот же Якубович в их числе - рассказывают анекдоты. Вообще-то у этой новой передачи есть предшественник - "Белый попугай", некогда выходивший на Ren TV. Но в "Белом попугае" создавали атмосферу: в студии за столиками собирались артисты и под рюмку-другую хохмили под чутким руководством самого знатного анекдотчика страны Юрия Никулина. Разумеется, и там не обходилось без примеси пошлости и скабрезности, но Никулин каким-то удивительным образом облагораживал разгулявшееся собрание. Впрочем, с его уходом из жизни довольно скоро почил в бозе и "Белый попугай" - другие, увы, не сумели сделать то, что мастерски делал Никулин.<BR><BR>В "Анекдотах" нет ни студии, ни атмосферы. Участники - каждый по отдельности - травят свои любимые анекдоты, а потом их монтируют по темам: "Умирает старый еврей", "Возвращается муж из командировки", "Летят в самолете Брежнев, Никсон и Помпиду". Некоторых рассказчиков я хорошо знаю и неоднократно слышала анекдоты из их уст в домашней, так сказать, неформальной обстановке. И ухахатывалась. Но отчего-то здесь даже смешнейшие из анекдотов кажутся плоскими, пошлыми и категорически несмешными. Наверное, потому, что анекдоты - жанр камерный, предполагающий наличие своей "компашки", доброй рюмашки и одинаковое для рассказчика и слушателей понимание смешного. А это, согласитесь, крайне важно: что для одного смешно, для другого оскорбительно или даже кощунственно. Не говоря уже о том, что в столь ранний час (18.20) у экрана, как правило, сидят женщины и дети.<BR><BR>Я думаю, что сомнительные "Анекдоты" попали в эфир Первого канала по одной лишь причине: потому что лето. Потому что надо чем-то забивать эфир. Потому что руководители и ведущие разъехались отдыхать, искренне полагая, что и вся страна отдыхает. А для отдельных чудаков, отчего-то оставшихся дома, сгодятся и повторы, и "Анекдоты", и "Стирки на миллион". Стирайте, граждане, и утешитесь!

Комментарии
Прямой эфир