Людмиле Зыкиной - 75
История Зыкиной - это классическая советская success story в духе лучезарных фильмов 50-х: фабричная девчонка из рабочей семьи проходит творческий конкурс и становится популярной певицей. Однако именно так все и было: Люся Зыкина, ученица токаря на Станкостроительном заводе им. Орджоникидзе, на спор записалась в Хор имени Пятницкого, покорила членов отборочной комиссии и стала не только одной из самых успешных учениц, но - со временем - и главной полномочной представительницей русской народной песни на всех континентах. Она давала по сто концертов в год, участвовала во всех праздничных мероприятиях Страны Советов, а в Северной Корее, где она часто выступала (и продолжает выступать), есть даже специальный хор имени Людмилы Зыкиной.
Ее глубокий, размашистый голос обнимает всю историю советской массовой песни: от хоровых спевок через эру ВИА к эпохе фонограмм, видеоклипов и "Фабрики звезд". Зыкина - настоящая, монументальная легенда советской эпохи, и, как и положено легенде, она окружена уже устоявшимися слухами и мифами: от дружбы с Фурцевой до тайного романа с Косыгиным и совсем уж неправдоподобного джем-сейшна с группой The Beatles в американском ресторане в 1964 году (с такими чарующими деталями, как освященный крестик, который "битлы" подарили ей после совместного исполнения песни "Ивушки").
Однако Зыкину не забыли и теперь: редкий официальный концерт обходится без ее участия, и гастрольный график по-прежнему забит. Зыкина пела дуэтом с Николаем Расторгуевым, Игорем Николаевым и Олегом Нестеровым, активно участвовала в предвыборной кампании блока "Наш дом - Россия" и побывала членом разнообразных комиссий, советов и президиумов при президенте РФ. Совершенно естественно, что ее 75-летие - это большой государственный праздник: поздравления прислали Владимир Путин, Сергей Миронов, Александр Лукашенко, и несколько тысяч зрителей собрались в Коломенском на концерте "Судьба моя - Россия", где не без активной помощи Юрия Лужкова выстроили специальную сцену с большими экранами. Голос ее по-прежнему силен и крепок, и река Волга в ее исполнении продолжает течь - как в 60, и в 30, и в 17 лет.
Зыкина для меня всегда была артисткой, сошедшей с гравюры
Лидер группы "Мегаполис" ОЛЕГ НЕСТЕРОВ:
- У меня на книжной полке до сих пор стоит книга, изданная в семидесятых, в которой Зыкина рассказывает о своей жизни и своих песнях. Помимо того что "Мегаполис" исполнил свою версию "Волги", вот этот факт - единственный, который нас связывает. Был у нас еще один проект, который мы хотели к пятидесятилетию Победы устроить в Москве и Берлине. Чтобы пять российских и пять немецких исполнителей спели русские и немецкие песни о любви времен войны и довоенные.
Зыкина для меня всегда была артисткой, сошедшей с гравюры. Это всегда черно-белый образ, с красиво поставленным светом, в красивом платье, с прической. Она певица, которая ассоциировалась у меня всегда с живой природой России. Она была для меня такой же вечной, как Кремль или как подмосковные березы.
Женских голосов во времена моего детства было достаточное количество. Но я думаю, что если бы у всех жителей России спросили, с каким голосом у вас ассоциируется Родина, это на сто процентов была бы Зыкина. Даже не на 99,99%, а ровно на сто. Хорошо это или плохо? Тогда, может быть, казалось, что с этим перебор, но сейчас это явно хорошо. Ведь сейчас нет такого голоса, с которым наша страна на сто процентов ассоциируется. С женским голосом может ассоциироваться что угодно - любовь, измена, счастье, несчастье, богатые любовники, но только не Родина. Это - прерогатива Зыкиной.