Рязанский коллекционер
"Такое ощущение, что я - в могиле"
30 сентября 2000 года 17-летняя учащаяся рязанского ПТУ Лена со своей 14-летней подругой Катей (фамилии девушек редакция не указывает по этическим соображениям) ушла на дискотеку, организованную местной компанией мобильной связи на Соборной площади Рязани. С тех пор девочек никто не видел. И лишь в мае этого года они были освобождены в результате совместной спецоперации прокуратуры и УБОПа.
- Когда мы спустились вниз, - рассказал "Известиям" прокурор Скопинского района Валерий Марюшкин, принимавший участие в освобождении девочек, - возникло ощущение, что я - в могиле. Глубина подвала - примерно 5 метров. Размеры - два на три. Двухэтажная, как в казарме, кровать, туалет - как в камере: типа параши. Сырость, спертый воздух, затхлость, тяжелый запах. Честно говоря, я не поверил, что можно жить в таких условиях.
"В быту был приветлив и покладист"
54-летний заточник Виктор Мохов автоагрегатного завода жил в частном доме на окраине Скопина. На работе он затачивал сверла, резцы, фрезы и прочий режущий инструмент для станочников, после работы - копал землю и замешивал раствор. На заводе его ценили: тихий, непьющий, дисциплинированный. За много лет работы - ни одного замечания.
- В быту, - рассказывают соседи, - Мохов был приветлив и покладист. Правда, с семьей ему не повезло. В 1979 году после трехмесячной совместной жизни развелся, и с тех пор в брак он не вступал.
Мохов строил свой бункер три года. Сверху у него был гараж, под гаражом подвал, а уже на третьем уровне располагалось помещение, где он держал рабынь. Соседи, конечно, видели строительные работы, но никто не придавал этому особого значения: мало ли что человек мастерит у себя в гараже.
При строительстве хозяин проявил похвальную предусмотрительность. Маленький, размером с форточку, люк снаружи был тщательно замаскирован листом фанеры. Прежде чем его найти, убоповцы несколько раз обошли гараж. За люком шел узкий лаз, который можно преодолеть только ползком. Потом - еще два люка. За одним из них был собственно гарем, за другим - нечто вроде алькова: маленькое тесное помещение, в котором нельзя даже встать в рост. Один из оперативников в качестве эксперимента попробовал оттуда кричать. Наверху не было слышно ни звука.
- Поначалу задержанный признавал, что строил бункер специально под гарем, - рассказала "Известиям" старший помощник прокурора области Ирина Саблина. - Но теперь изменил показания. Говорит, собирался засыпать туда картошку. Но люки настолько малы, что установить кровати в подвале можно было только во время строительства.
Девочки говорят, что познакомились с Моховым на дискотеке. Он пригласил их сесть в свои "Жигули"-"пятерку", в которой сидела молодая женщина (ее личность уже установлена, сейчас ее ищут). Они достали бутылку водки и предложили девочкам выпить "за знакомство". Судя по всему, в водку было подмешано снотворное. Девушки пришли в себя уже во дворе моховского дома, за 90 километров от Рязани. Впрочем, об этом пленницы узнали далеко не сразу. Первые полгода они были убеждены, что находятся в Московской области.
Не давая им опомниться, Мохов затолкал их в подвал и, продержав несколько дней без еды и воды, сделал своими наложницами. Когда они умоляли его отпустить их домой, Мохов приходил в ярость и грозил расправой.
По версии же похитителя, девочки якобы сами попросили подвезти их до дома, сами согласились поехать с ним и добровольно пошли к нему в подвал.
"Одна из записок достигла цели"
Уже весной 2001 года Лена забеременела. Роды пришлось принимать подруге по несчастью. Чтобы облегчить задачу, Мохов принес акушерский справочник. А через два месяца унес ребенка подальше от дома и оставил в подъезде одного из жилых домов.
Летом 2003 года на свет появился второй мальчик. Он пробыл в подвале 4 месяца.
- Понимая, что появился шанс, девушки написали записку "на волю" и спрятали ее в пеленки, - рассказывает Ирина Саблина. - Однако предусмотрительный Мохов самолично перепеленал сына и нашел записку.
Он точно так же подкинул и этого ребенка случайным людям. К счастью, дети остались живы. Их вовремя заметили и доставили в областной дом ребенка.
Со временем Мохов слегка расслабился. Принес пленницам электроплитку, на которой они готовили себе еду, телевизор и даже магнитофон. Прошлой осенью начал выводить пленниц на свет. Это и позволило девушкам отправить весточку о себе. Как именно им это удалось, оперативники не говорят. "Это было наудачу, - рассказывает прокурор района Валерий Марюшкин. - Но одна из записок достигла цели. Ее прочитали люди. Пошли разговоры, которые со временем дошли до нас".
При появлении опергруппы Мохов попытался скрыться, но это ему не удалось. Сейчас он находится в следственном изоляторе. Заточнику предъявлено обвинение в похищени и изнасиловании. Вскоре ему предстоит пройти психиатрическую экспертизу в НИИ им Сербского.
Девушкам, которые освободились из рабства, тоже предстоит психиатрическая экспертиза. Почти наверняка, считает следователь Терешкин, им понадобится психологическая реабилитация.