Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Эрмитаж ждет Хадид

В понедельник объявлено имя лауреата Притцкеровской архитектурной премии 2004 года. Незадолго до этого было названо и место проведения церемонии. Итак: вручение Притцкеровской премии архитектору Захе Хадид состоится 31 мая в Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Нобелевская премия по архитектуре не вручается. Это и побудило семью Притцкер, известную своими благотворительными программами, учредить собственную архитектурную премию, которая стала аналогом Нобелевской. "Мои мама и папа (Джей и Синди Притцкеры) верили в то, что это - продуманная награда. Она не только придаст общественный резонанс проблемам строительства, но и будет стимулировать творческую активность в самой архитектурной среде", - говорит Томас Дж. Притцкер
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В понедельник будет объявлено имя лауреата Притцкеровской архитектурной премии 2004 года. Незадолго до этого было названо и место проведения церемонии. Итак: вручение Притцкеровской премии архитектору Захе Хадид состоится 31 мая в Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Нобелевская по архитектуре Нобелевская премия по архитектуре не вручается. Это и побудило семью Притцкер, известную своими благотворительными программами, учредить собственную архитектурную премию, которая стала аналогом Нобелевской. "Мои мама и папа (Джей и Синди Притцкеры) верили в то, что это - продуманная награда. Она не только придаст общественный резонанс проблемам строительства, но и будет стимулировать творческую активность в самой архитектурной среде", - говорит Томас Дж. Притцкер. На самом деле, кроме этих высоких целей есть у семьи Притцкер и вполне практический интерес - их бизнес связан со строительством сети отелей Hyatt по всему миру. Есть и романтическая составляющая: Притцкеры происходят из Чикаго, города знаменитой архитектурной школы, где строили такие великие мастера, как Луис Салливан, Фрэнк Ллойд Райт и Мис ван дер Роэ. Поэтому кроме гранта в размере 100 тысяч долларов лауреату премии вручают еще и бронзовую медаль, украшенную орнаментами Луиса Салливана. Номинанты на премию выдвигаются всеми заинтересованными в процветании большой архитектуры лицами и организациями. К январю этого года, когда закончилась процедура выдвижения кандидатов, их было около 500 из 47 стран мира. Один из главных постулатов Притцкеровской премии - ее независимость от национальной принадлежности, цвета кожи, вероисповедания и политических убеждений. То есть всячески декларируется приверженность высоким гуманистическим идеалам. Международное жюри, которое решает, кому присудить премию, каждый год меняется, но в любом случае состоит из самых авторитетных архитекторов, архитектурных критиков и бизнесменов. Победитель определяется закрытым голосованием. Но если имя победителя объявляется только после решения жюри, то место проведения церемонии всегда известно заранее. За четверть века своей истории Притцкеровская премия вручалась в Национальной галерее в Вашингтоне, в музее "Метрополитен" в Нью-Йорке, в Версальском дворце, в Пражском замке, в Белом доме в Вашингтоне, на Капитолийском холме в Риме и на строительных площадках новых музеев Пола Гетти и Соломона Гуггенхайма. Церемония путешествует по миру и сопровождается выставкой, рассказывающей о работах всех притцкеровских лауреатов, ставшей по сути антологией современной архитектуры. Впервые женщина Если выбор Петербурга для проведения церемонии этого года можно в какой-то мере считать неожиданным, то имя лауреата было несложно предугадать: Заха Хадид - архитектурная звезда первой величины. Известна больше своими громкими победами на конкурсах, эффектными проектами и в меньшей степени осуществленными постройками. Первое впечатление от проектов Захи Хадид - инопланетные объекты. При этом они оказываются неожиданно связанными с ландшафтом, являются его органической частью - то похожи на ледяные торосы, то на выходы горной породы. Ее объекты никогда не бывают статичны - они всегда как живые, развивающиеся организмы. Объемы перетекают один в другой и полны динамического напряжения. Графическая презентация еще более подчеркивает пафосность проектов - всполохи красного на черном, лиловое на черном, сходящиеся, расходящиеся и сплетающиеся текучие линии, уходящие в бесконечность, расширяющиеся и сужающиеся формы, аэродинамические объемы, сверкающие серебристо-серыми гранями. Ее более всего занимает форма - она может быть прозрачной или плотной, раздувающейся или рубленой, но она всегда воспринимается как продолжение природного ландшафта. Получается обновленный пейзаж, рассчитанный на восприятие или с высокой точки, или на высокой скорости. Ее проекты - как странные иероглифы, помещенные в трехмерное пространство, оживленные посредством новых технологий. В одном из интервью она обратила внимание на недолгий путь от научной фантастики до превращения фантомов в реальность. Многие ее проекты относятся к жанру научной фантастики, поскольку принципиально радикальны. И, конечно, задача Захи Хадид не только создать убедительные образы (формотворчество не может быть бесконечным), но доказать их жизненность. В этом, собственно, и состоит смысл ее деятельности, которая полна героического пафоса. Есть большое искушение связать ее с компьютерными технологиями, но на самом деле это не столь уж важно для понимания архитектуры Захи Хадид. Ибо она не занимается воспеванием новых технологий, созданные ею образы рождены не в киберпространстве, а берут начало все в той же эпохе великих архитектурных экспериментов, исполненных героической романтики. Кроме собственно архитектуры, она славится своим выставочным дизайном. Самая знаменитая выставка, оформленная Захой Хади, - "Великая утопия" в нью-йоркском музее Гуггенхайма (1992), самая масштабная экспозиция русского авангарда, - была связана с ее дипломной работой, вдохновленной супрематизмом Малевича и Лисицкого. Она сумела актуализировать супрематические формы, освободить их от политической составляющей, приблизить к идеологии деконструктивизма. Интерес к идеям русского авангарда, вероятно, передал ей молодой преподаватель в ту пору чрезвычайно модной Архитектурной ассоциации в Лондоне Рэм Кулхас, который был увлечен работами архитектора Ивана Леонидова и даже посвятил ему целое исследование. Дипломная работа Захи Хадид называлась "Тектоник Малевича", но по сути это был сплав Малевича и Лисицкого, известного своими проунами (проектами утверждения нового). В "Великой утопии" она создала инсталляции на тему башни Татлина, а также инсталляции с леденящими душу названиями - "Супрематические стены", "Стена Зигзаг", "Черная комната". Как многие архитекторы, Заха Хадид занимается прикладным искусством. Среди ее работ - серебряный сет и обитые красной кожей диваны для фирмы Sawaya and Moroni - предметы, похожие на ее архитектуру в миниатюре. Одна из самых впечатляющих работ Захи Хадид - проект музея Гуггенхайма в Тайчунге (Тайвань), сияющий стальными крыльями космический челнок. Про свой проект Хадид говорит, что внутри не будет понятно, то ли это ты движешься, то ли это объект находится в движении. Замечание, во многом характеризующее ее творческий метод. Притцкер в Петербурге Есть два обстоятельства, на которые любят акцентировать внимание учредители премии. Она дается лучшим, избранным. С другой стороны, подчеркивается, что этими избранными могут стать люди любого пола, вероисповедания и цвета кожи. Вот и получилось: лауреатом Притцкеровской премии-2004 станет женщина, рожденная в Ираке. Выбор Петербурга, разумеется, дань очередной моде на Россию. Сюда устремляются и архитекторы, ищущие реализации своих творческих амбиций. Нельзя не сказать и о том, что глава жюри, лорд Ротшильд, является членом попечительского совета Эрмитажа. И хотя вручение премии - это событие узкопрофессиональное, оно может либерализировать строительную активность в городе, который когда-то был очень восприимчив к архитектурной моде. Вручение Притцкеровской премии сопровождается многочисленными речами не только архитекторов, но и государственных деятелей. Гипотетически можно ждать приветственную речь президента Путина, учитывая то, что в Белом доме архитектора Ренцо Пьяно приветствовал Билл Клинтон, а в прошлом году архитектора Йорна Утцона поздравлял король Испании Хуан Карлос. Но скорее всего первую женщину - лауреата Притцкеровской премии Заху Хадид будет приветствовать первая женщина - губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Справка "Известий" Заха Хадид родилась в Ираке в 1950 году. Изучала математику в Американском университете в Бейруте. С 1972 по 1977 год училась в Архитектурной ассоциации в Лондоне. По окончании работала в ОМА (Офис столичных архитекторов) под руководством Рэма Кулхаса. В 1979 году открыла свою мастерскую в Лондоне. Преподавала в Архитектурной ассоциации, Гарвардском, Чикагском, Колумбийском и Йельском университетах. Почетный член Американской академии искусств и Американского института архитектуры. Победитель ряда международных конкурсов, среди которых: конкурс на проект клуба на вершине горы в Гонконге (1983), оперы в Кардиффе (1994), обитаемого моста над Темзой (1996), Центров современного искусства в Цинциннати, Огайо (1998) и в Риме (1999), Научного центра в Вольфсбурге (2000), расширения музея Ордгрупгаард в Копенгагене (2001), автоцентра ВМW в Лейпциге (2002). Наиболее известные постройки: пожарная станция компании Витра (1993/99), Зона памяти под Куполом Миллениума (1999), вокзал и автостоянка на окраине Страсбурга (2001), трамплин в Инсбруке (2002). Автор интерьера ресторана "Моондзун" в Саппоро (1990), дизайна мебели и столового серебра для фирмы Sawaya and Moroni, оформления выставки "Великая утопия" в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (1992) и мирового турне группы Pet Shop Boys (1999/2000). Ее работы хранятся в Музеях современного искусства в Нью-Йорке и Сан-Франциско, Музее архитектуры во Франкфурте. Летом 2003 года в Музее прикладного искусства в Вене (МАК) прошла ее большая персональная выставка. Она была моей студенткой Рэм КУЛХАС, архитектор, автор проекта "Эрмитаж-Гуггенхайм" в Лас-Вегасе, лауреат Притцкеровской премии-2000: - Заха Хадид училась в Архитектурной ассоциации. На своих лекциях я показывал студентам произведения художников русского авангарда. Потому что считал и считаю, что это одно из самых важных направлений в архитектуре XX века. Она тогда была под большим впечатлением от авангарда, но потом создала свой собственный архитектурный язык. Она создала дипломный проект, который назывался "Тектоник Малевича" Томас Дж. ПРИЦКЕР, учредитель премии: "Несмотря на то, что объем ее работ относительно невелик, ей удалось достичь величайшего признания, ее энергия и идеи демонстрируют еще более многообещающее будущее". Лорд РОТШИЛЬД, председатель жюри Прицкеровской премии: "На четвертом году обучения в Архитектурной ассоциации в Лондоне, будучи студенткой Рэма Кулхаса (недавнего лауреата Прицкеровской премии), она создала дипломный проект, который назывался "Тектоник Малевича". Она расположила гостиницу на Хангерфордском мосту через Темзу, взяв за основу супрематические формы, приведенные в соответствие с заданием и местом. Это счастливое совпадение, что церемония вручения премии этого года состоится в Петербурге, в России, где Малевич жил и работал, в городе необыкновенной красоты и своеобразия". Билл ЛЕЙСИ, исполнительный директор Прицкеровской премии: "Она создала и усовершенствовала словарь, который меняет границы искусства архитектуры". Фрэнк ГЕРИ, архитектор, лауреат Прицкеровской премии-1989, член жюри: "Лауреат 2004 года, вероятно, один из самых молодых лауреатов и имеет одну из наиболее ясных архитектурных траекторий, которые мы наблюдали за многие годы". Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа: "Государственный Эрмитаж - великий музей и архитектурный памятник, сочетающий несколько эпох и стилей, особо рад принять архитекторов и любителей архитектуры, участвующих в церемонии вручения Прицкеровской премии, одном из самых значительных событий мировой архитектурной жизни". Лауреаты Прицкеровской премии 1979 - Филип Джонсон (США) 1980 - Луис Барраган (Мексика) 1981 - Джеймс Стерлинг (Великобритания) 1982 - Кевин Рош (США) 1983 - Й.М. Пей (США) 1984 - Ричард Мейер (США) 1985 - Ханс Холляйн (Австрия) 1986 - Готтфрид Бем (Германия) 1987 - Кензо Танге (Япония) 1988 - Гордон Боншафт (США) и Оскар Нимейер (Бразилия) 1989 - Фрэнк Гери (США) 1990 - Альдо Росси (Италия) 1991 - Роберт Вентури (США) 1992 - Альваро Сиза (Португалия) 1993 - Фумухико Маки (Япония) 1994 - Кристиан Портзампарк (Франция) 1995 - Тадао Андо (Япония) 1996 - Рафаэль Манео (Испания) 1997 - Сверре Фен (Норвегия) 1998 - Ренцо Пьяно (Италия) 1999 - Норман Фостер (Великобритания) 2000 - Рэм Кулхас (Нидерланды) 2001 - Жак Герцог и Пьер де Мерон (Швейцария) 2002 - Глен Маркатт (Австралия) 2003 - Йорн Утцон (Дания) 2004 - Заха Хадид (Великобритания) Прицкеровская премия вручалась в Вашингтоне, Нью-Йорке, Версале, Иерусалиме, Лос-Анджелесе, Бильбао, Берлине, Риме, Мехико, Праге, Мадриде и т.д. В России церемония пройдет впервые.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...