На участках в РФ подсчитали голоса жителей ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей
Главы ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей обратятся к Путину о вхождении в РФ
Орбан заявил об ударе антироссийских санкций ЕС по жителям Европы
Доставленные из Ижевска в Москву взрослые находятся в тяжелом состоянии
ВСУ выпустили 12 ракет из РСЗО HIMARS по Брянке в ЛНР
Политика
Совфед рассмотрит проекты о трудовых гарантиях для мобилизованных 4 октября
Шведские сейсмологи назвали взрывы причиной ЧП на «Северных потоках»
США разрешили Киеву применять западное оружие по решившим войти в состав РФ регионам
Латвия введет режим ЧС в граничащих с РФ районах
На Госуслугах запустили форму для оформления IT-специалистами отсрочки от призыва
BI предрек превращение РФ в сверхдержаву благодаря потенциалу Сибири

Жизнь на Марсе надо искать в соленых озерах

Если на Марсе и есть живые организмы, то они обитают в соленых озерах с минусовой температурой, скрытых под десятками метров мерзлого грунта. Такие экосистемы есть и на Земле. Условием существования жизни является свободная вода. Теоретически на Марсе она может встречаться в виде рассолов, сформировавшихся, когда поверхность планеты стала сухой и холодной из-за разрежения атмосферы, в пустотах среди мерзлоты. Если верить расчетам, в полостях марсианского грунта соленые воды могут быть широко распространены, а мощность содержащих их слоев достигать 1-2 километров. Пожалуй, это единственная среда, в которой есть шанс найти активных микробов вне Земли
Если на Марсе и есть живые организмы, то они обитают в соленых озерах с минусовой температурой, скрытых под десятками метров мерзлого грунта. Такие экосистемы есть и на Земле. Недавно российские ученые при поддержке РФФИ, NASA и ФЦНТП впервые исследовали некоторые из них в районе Колымы. Условием существования жизни является свободная вода. Теоретически на Марсе она может встречаться в виде рассолов, сформировавшихся, когда поверхность планеты стала сухой и холодной из-за разрежения атмосферы, в пустотах среди мерзлоты. Если верить расчетам, в полостях марсианского грунта соленые воды могут быть широко распространены, а мощность содержащих их слоев достигать 1-2 километров. Пожалуй, это единственная среда, в которой есть шанс найти активных микробов вне Земли. Биологам известно, что при очень высокой солености некоторые бактерии выдерживают температуру минус 80 градусов. Ученые впервые изучили население подземных озер, залегающих в вечной мерзлоте, на глубине 40 метров, без всякой связи с внешней средой. Этим соленым водоемам с температурой воды около минус 10 градусов - так называемым криопэгам - примерно 1 миллион лет. Исследователи считают, что такие же экосистемы могут существовать на Марсе и спутнике Юпитера Европе, и если там когда-то была жизнь, то ее остатки вполне могут теплиться в промерзших недрах еще не один миллион лет после гибели всего живого на поверхности. Не случайно, помимо отечественных фондов российских специалистов, финансировало NASA. Для Земли криопэги - уникальные экосистемы. Ведь известные на данный момент подледные озера или не полностью изолированы от современной биосферы, или имеют положительную температуру, как, например, знаменитое озеро Восток в Антарктиде. В рассоле, заполняющем пустоты в осадочных породах Колымской тундры, содержится почти столько же бактерий, сколько и в воде обычных озер. Оптимальная для обитателей криопэгов температура - от плюс 5 до минус 5 градусов. Бактериям, которых открыли исследователи, требуются одновременно соль в воде и холод, и чем холоднее вода, тем большая концентрация солей им нужна. На Земле микробы с такими запросами до сих пор не встречались. Ученые отмечают, что активный метаболизм этих созданий вовсе не означает, что они размножаются и растут в условиях криопэга, но могут поддерживать свою жизнеспособность в ожидании более благоприятных условий. Оказалось, что в криопэгах обитают как микроорганизмы, нуждающиеся в кислороде, так и те, которые его не переносят, они мирно сосуществуют и дополняют друг друга. Например, психробактерии, дышащие кислородом, питаются веществами, которые производит штамм клостридиума, погибающий при контакте с кислородом. Исследователи не уточняют, откуда в подземных озерах кислород, но утверждают, что он там есть. Криопэги сформировались в морских отложениях около миллиона лет назад - это средний плейстоцен - во время последних великих оледенений в Северном полушарии, когда море отступило. Потом сверху накопились отложения, которые окончательно законсервировали подземные озера, находящиеся сейчас на глубине около 40 метров. Специалисты доказали, что с той поры их население не пополнялось, и микробы, которых микробиологи выделили из криопэгов, не могли проникнуть туда позднее с поверхности или из пленок связанной воды в окружающем грунте. Прежде всего это совсем другие виды. Кроме того, бактерии из других слоев многолетней мерзлоты и с поверхности, которые могли попасть в водоемы при бурении, в отличие от аборигенов, не проявляют метаболической активности в растворе морской соли с концентрацией более 100 г/л при температуре минус 13 градусов. Именно такие рассолы заполняли криопэги с тех времен, когда по Земле еще бродили шерстистые носороги и наши предки - архантропы. Криопэги ученые обнаружили на территории Колымской низменности еще в семидесятых годах прошлого века по измерению электрического сопротивления осадочных пород. Но чтобы добраться до них, исследователи пробурили несколько скважин. При этом они старались не занести в озера вещество извне, однако избежать этого практически невозможно. Именно поэтому на другом конце Земли, в Антарктиде, приостановили буровые работы над озером Восток. Перед тем, как продолжить сверлить льды, специалисты предлагают сначала "потренироваться" на криопэгах. Они собираются отработать стерильность при отборе образцов воды и методы, которыми можно отличить местную микрофлору от привнесенной. Кстати, микробы из колымских криопэгов генетически на 95-97% близки к выделенным из морских льдов Антарктиды. Если жизнь вне Земли когда-либо существовала, то есть вероятность, что после катастроф, приведших к ее исчезновению на поверхности, она сохранилась и еще может быть обнаружена в мерзлых грунтах Марса или ледяном покрове Европы, вращающейся вокруг Юпитера. Исследовать микроорганизмы вечной мерзлоты для решения марсианских астробиологических задач предложили более четверти века назад американские ученые, и с тех пор слова "мерзлые породы" и "лед" прочно вошли в астробиологическую терминологию.