Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Общество
Вся актуальная информация по коронавирусу ежедневно обновляется на сайтах https://стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф
Мир
В МИД России назвали неприемлемыми действия США по делу о «Совфрахте»
Мир
Путин проведет переговоры с президентом Финляндии 29 октября
Общество
Депутат Шайхутдинов поддержал предложение АКОРТ об обязательной вакцинации
Общество
В Ленинградской области ужесточили ограничения по коронавирусу
Мир
В ДНР обвинили Украину в атаке беспилотника на нефтебазу в Донецке
Экономика
Замглавы Минтруда заявила об увеличении числа занятых в России
Культура
Владимир Кехман назначен генеральным директором МХАТ имени Горького
Общество
Россиянке за 40 минут сделали новый паспорт для замужества
Культура
Константина Хабенского назначили худруком МХТ им. Чехова
Общество
Зампред ЦИК России Булаев заболел COVID-19

Берия с человеческим лицом

Кинорежиссер Василий Пичул представил публике документальную ленты "Неизвестный Берия. Полвека после расстрела". Человек этот не был законченным злодеем и абсолютным недочеловеком. Во-первых, жена... Она была неописуемой красавицей и любила его. И он ее любил. Во-вторых, сын, которому он дал хорошее образование и который всю жизнь боготворил отца. Наконец, предсмертное письмо самого Берии... В этом фильме, в отличие от того, что был снят про Сталина, даются фоном кое-какие подробности репрессивных акций. Например, как была убита чета советских агентов, на которых пала тень предательства. Их убивали деревянными молотками, чтобы черепа не оказались проломленными. Трупы кинули в яму, закидали землей. Потом по приказу того же Берии их откопали и с почестями похоронили...
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Кинорежиссер Василий Пичул представил публике в этом году две документальные ленты. Первую, посвященную жизни и смерти Иосифа Сталина, мы увидели в марте, в день его смерти; вторую "Неизвестный Берия. Полвека после расстрела" - в минувшие вторник и среду. Со дня кончины тирана минуло 50 лет. Лицо у Лаврентия Павловича всегда было неприятным, можно сказать, отталкивающим - вертикальная щеточка усов, много щек, вечно бликующее пенсне. Но женщинам он нравился, как свидетельствует в фильме внук начальника охраны самого Берии. И был он к ним добр, опять же если верить тому же внуку. И если его послушать, то не сразу поймешь, кто кем пользовался - он ими или они им. Одной помог квартиру в Москве получить, другой поспособствовал вставить зубы матери. Она просила, чтоб золотые, но он распорядился: стальные - они прочнее и дешевле. А рассказы о том, что он кого-то насиловал и убивал, что по Москве ездил черный автомобиль и подбирал для главного чекиста хорошеньких девушек, - такая же чепуха, как и то, что он был японским шпионом и агентом какой-либо еще иностранной разведки. И то же самое говорит вдова известного военачальника Катукова, близко знавшая жену Берии: изменять - изменял, но извращенцем не был. И есть другие показания (они в фильме приведены), из которых следует, что человек этот не был законченным злодеем и абсолютным недочеловеком. Во-первых, жена... Она была неописуемой красавицей и любила его. И он ее любил. Во-вторых, сын, которому он дал хорошее образование и который всю жизнь боготворил отца. Наконец, предсмертное письмо самого Берии, где он просит своих лучших друзей из Политбюро - Георгия, Никиту, Анастаса, Лазаря, Вячеслава и Клима - не оставить заботой и вниманием старуху-мать, жену и сына, показывает, что не был он уж совсем потерян для человечества. Что-то в нем человеческое осталось и, возможно, всегда в нем теплилось. А вопрос, как оно уживалось с бесчеловечностью, с садизмом, уже не для документального исследования. Скорее, для художественного. Впрочем, на него и не пытается ответить Василий Пичул, режиссер художественного кино. Но в этой ленте у него другой интерес. Он пытается просчитать меру личной ответственности человека, оказавшегося на вершине власти. В этом фильме, в отличие от того, что был снят про Сталина, даются фоном кое-какие подробности некоторых репрессивных акций. Например, как была убита чета советских агентов, на которых пала тень предательства. Их убивали деревянными молотками, чтобы черепа не оказались проломленными. Трупы кинули в яму, закидали землей. Потом по приказу того же Берии их откопали и с почестями похоронили. Самая впечатляющая "картинка" (она воспроизведена на экране) - казнь через повешение дезертиров. Под виселицы подгоняется полуторка с обреченными, на шеи накидываются петли. По команде машина дергается - и сразу человек пять повисают с поникшими головами. И так несколько раз. А вокруг аплодирующий народ со счастливыми лицами. Будто "Веселых ребят" смотрят. И нельзя забыть простую русскую крестьянку, выступающую с мольбой, обращенной к чекистам, еще кого-нибудь раскулачить, арестовать, замучить... Вот такого уровня и масштаба расчеловечивания людей, такого душегубства нельзя забыть, невозможно простить. Все прочие преступления по сравнению с этим не кажутся столь уж зловещими. А уж половое усердие товарища Берии, вышедшего в один прекрасный день из доверия , - это сущий пустяк. ...Что интересно: о Берии в фильме сказано довольно много лестных слов... Каким он парнем был: хорошим организатором, умницей, даже либералом, яркой личностью, атлетом, пытки отменил, кое-кого освободил и т.д. А все равно его образ ни на йоту не просветлел, не потеплел... Пичул на сей раз не повторил структурную ошибку, которую он допустил в фильме о Сталине: личная жизнь - отдельно, а душегубство - за кадром, в другой жизни.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир