Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Споем Толстого

Центральный академический театр Российской армии - учреждение уникальное. Никакая другая московская сцена не выдержит, если на нее выползет танк, а ЦАТРА на это рассчитан. Его многоэтажное с шестиметровыми у основания стенами здание строилось в расчете на батальные эпопеи, но ничего подобного здесь не ставили уже очень давно. Есть огромная сцена, есть мощные подъемники, численность труппы равняется армейской роте - грех не использовать такое богатство. И очередной премьерой театра стали толстовские "Севастопольские рассказы", обернувшиеся музыкальным спектаклем "Севастопольский марш". Правильнее было бы назвать его "героическим мюзиклом"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Центральный академический театр Российской армии - учреждение уникальное. Никакая другая московская сцена не выдержит, если на нее выползет танк, а ЦАТРА на это рассчитан. Его многоэтажное с шестиметровыми у основания стенами здание строилось в расчете на батальные эпопеи, но ничего подобного здесь не ставили уже очень давно. Есть огромная сцена, есть мощные подъемники, численность труппы равняется армейской роте - грех не использовать такое богатство. И очередной премьерой театра стали толстовские "Севастопольские рассказы", обернувшиеся музыкальным спектаклем "Севастопольский марш". Правильнее было бы назвать его "героическим мюзиклом": речь здесь идет о героическом прошлом русского народа и славе русского оружия, артисты отважно таращат глаза и форсируют голос, песни полны боевого духа. Замысел, возможно, и неплох: если в Москве есть военный театр, то почему бы ему и не поставить севастопольскую эпопею Толстого? А мюзиклы нынче модны, и театру не зазорно покататься на этой волне - но тяжеловесные и обстоятельные толстовские рассказы плохо ложатся на музыку. Для того чтобы из скупой и аскетичной, очень мужской прозы вышло музыкальное действо, Толстого приходится ломать о колено. И даже тогда результат оказывается не вполне удовлетворительным - живому и увлекательному спектаклю можно простить все что угодно, но в этом "Севастопольский марш" не замечен. Он интересен сочетанием сегодняшней конъюнктуры, нескольких современных постановочных приемов с эстетикой, сделавшей бы честь постановкам пятидесятых годов. По сцене ЦАТРА колесом ходят ряженые, русский Петрушка сражается с западным Арлекином (так театр переформулировал толстовскую идею о выборных, сражающихся за свой народ); а с ироническим балаганом мирно уживается исполненная раннего советского духа героика. Звучит музыка, на сцену выходят все действующие лица (их значительно меньше роты - соответствующую собственным батальным возможностям постановку Театр армии не потянул), облаченные в радующие глаз яркие мундиры, сталью громыхает текст, священным огнем горят глаза, на актерских скулах ходят желваки. За Родину, за Севастополь, за русский народ!.. А через несколько минут нам что-нибудь споют. C текстами Толстого работала Наталья Скороход - и обошлась с ними достаточно радикально. Главным героем стал юный прапорщик Козельцов, обросший собственной, не значащейся у Толстого биографией, к нему подверстаны остальные персонажи. На сцене появляется и мелькнувшая у Толстого корреспондентка штабс-капитана Михайлова Наталия Ильинична, и придуманная автором пьесы графиня Калугина. У графини Калугиной, бывшей пассии Николая I, будет роман с юным Козельцовым. Толстому ни графиня, ни ее амуры с прапорщиком и не снились, но у автора свой расчет: без хорошенькой женщины не может быть хорошей истории; в театр ходят женщины, а им нужна любовь. Козельцов-младший удирает из тетушкиного дома и едет на войну - это составляет содержание первого действия. От него сбегают собиравшиеся постоять за царя и Отечество друзья, он попадает к Наталье Ильиничне, затем к графине Калугиной - с первой пьет, во вторую влюбляется - и через много дней добирается до Севастополя. Тут начинается второе действие: юноша знакомится с героями остальных "Севастопольских рассказов", и их убивают вместе с ним. Первое действие называется "Война", второе - "Мир". Этот спектакль в ряде отношений исключителен - трудно найти другой мюзикл, где, сидя во втором ряду, не разбираешь слов песен. На сцену выходит круглолицый и усатый матрос Кошка (Александр Миронов) и поет нечто героико-ироническое - можно предположить, что он горько шутит над участью братьев Козельцовых. Бравые солдатики, оказавшиеся под командой приехавшего-таки в Севастополь Козельцова, реагируют на трудности так, как и положено русскому воину: бодрым смехом. Смеются они словно группа биороботов: секундная пауза - и слитное железное "ха-ха-ха!" Финальные монологи герои произносят, стоя среди слегка покачивающихся на одном месте надувных ядер. Это живо напоминает иллюстрацию к учебнику по гинекологии и дивно сочетается с простертыми руками, звонкими тирадами и вонзенными в землю саблями, олицетворяющими славную гибель патриотов. Прапорщик Козельцов (Юрий Сазонов) горячится и много размахивает руками - ему не дает покоя судьба осажденного города. Все остальные играют лицом: горящими глазами, нахмуренным лбом, выпяченным подбородком и звенящим от храбрости (гнева, боли за Отечество, тоски по далекой любимой) голосом. На сцене появляются похожие на клоунов Николай I, королева Виктория и император Бонапарт (продолжается перевод идей Толстого на язык сцены - на сей раз речь идет об амбициях властителей). Они что-то поют, но слова сливаются, и точный смысл происходящего ускользает. Ясно одно: режиссер Борис Морозов порадел о славе русского оружия. Без особых постановочных ухищрений и околичностей спектакль рассказывает о том, как молодой человек пал смертью храбрых. И ничего иного в нем искать не следует. В финале на сцену вновь выходят все, кто занят в "Севастопольском марше" (на два-три взвода их бы, пожалуй, хватило): актерские глаза горят, эполеты сверкают, усы смотрят в небо, нагоняя страх на прошлых, нынешних и будущих врагов Отечества. Были времена, и Борис Морозов ставил очень хорошие спектакли; теперь они изменились, и главный режиссер Театра Российской армии взялся за Толстого и оружие. Судя по переполняющему его последнюю работу пафосу, он занят тем же, чем озабочены и другие достойные люди, - заботой о кассе и поиском русской национальной идеи. Применительно к "Севастопольскому маршу" идея заключается в том, что Россия может как следует огреть.
Комментарии
Прямой эфир