Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Общество
Вся актуальная информация по коронавирусу ежедневно обновляется на сайтах https://стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф
Происшествия
Следствие выдвинуло новую версию убийства рэпера Картрайта
Мир
США дали гарантии в случае экстрадиции Ассанжа из Великобритании
Мир
Источник назвал неподтвержденными данные о беспилотнике Bayraktar в Донбассе
Общество
Сбежавший из психбольницы член банды Басаева объявлен в федеральный розыск
Мир
Комиссия сейма Латвии одобрила запрет георгиевских ленточек
Мир
СКР с 2014 года возбудил более 460 уголовных дел по событиям в Донбассе
Политика
В ГД внесли проект о штрафах за отождествление СССР и нацистской Германии
Мир
Путин проведет переговоры с президентом Финляндии 29 октября
Общество
В Ленинградской области ужесточили ограничения по коронавирусу
Мир
В МИД России назвали неприемлемыми действия США по делу о «Совфрахте»

"Покаяние-2"

То, что происходило в эти дни в Грузии, имеет помимо политической стороны дела еще и художественно-эстетическую. "Бархатно-цветочная" революция на экране телевизора выглядела несколько отталкивающе. Эта ворвавшаяся толпа молодых мужчин, яростно крушащих все на своем пути, ломающих стулья, столы, сжигающих кресло президента... Этот мужчина, долбящий спикерским молотком по столу... И побледневший президент, которого охранники, подхватив под руки, спешат эвакуировать из зала... И новая власть, вышедшая на балкон к восставшему народу: впереди Зураб Жвания с воздетыми к небу руками, за его спиной довольный собой Михаил Саакашвили, чуть в стороне суровая Нино Бурджанадзе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
То, что происходило в эти дни в Грузии, имеет помимо политической стороны дела еще и художественно-эстетическую. "Бархатно-цветочная" революция на экране телевизора выглядела несколько отталкивающе. Эта ворвавшаяся толпа молодых мужчин, яростно крушащих все на своем пути, ломающих стулья, столы, сжигающих кресло президента... Этот мужчина, долбящий спикерским молотком по столу... И побледневший президент, которого охранники, подхватив под руки, спешат эвакуировать из зала... И новая власть, вышедшая на балкон к восставшему народу: впереди Зураб Жвания с воздетыми к небу руками, за его спиной довольный собой Михаил Саакашвили, чуть в стороне суровая Нино Бурджанадзе. "Картинка" до боли знакома тем, кто помнит когда-то всколыхнувший советскую общественность фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние". Там есть аналогичный кадр - на балконе у микрофона диктатор Варлаам Аравидзе, по странной прихоти истории напоминающий Зураба Жванию, только что без пенсне. Опять же по странной прихоти истории фильм этот делался в годы, если несколько перефразировать известный штамп, глухой реакции советского тоталитаризма, в период с 81-го по 85-й год прошлого столетия. И делался он под патронатом тогдашнего партийного лидера Грузии Эдуарда Шеварднадзе, ныне без лишних слов выкинутого из власти. Фильм этот сейчас почти забыт. Слишком он был в свое время политически актуален. С художественными произведениями, отличающимися обостренной злободневностью, такое нередко случается. Но с произведениями притчевого характера (каковым несомненно является "Покаяние") случается и обратное - они после продолжительного летаргического сна в самый неожиданный момент оживают, их сюжеты начинают вмещать в себя новое содержание и снова кажутся страшно современными. Тогда, в 1987-м, когда этот фильм был осторожно и постепенно выпущен на экраны, он ассоциировался исключительно со сталинизмом. Потому он, наверное, и казался уже тогда несколько запоздавшим. Поскольку думалось, что со сталинизмом покончено раз и навсегда. Был там шокирующий момент - выкапывание трупа Варлаама Аравидзе из могилы, а потом, в финале, выбрасывание его на свалку, но и его метафорический смысл воспринимался как дерзость задним числом. А теперь притчевая канва этого фильма подсвечивает события и перипетии уже новейшей истории самой Грузии. С какой отвагой они посмеялись над своим былым идолопоклонничеством... С каким энтузиазмом сотворили себе нового кумира из филолога Звиада Гамсахурдиа... С какой решительностью они его свергли и всенародно обожествили нового мессию - Эдуарда Шеварднадзе... А теперь на холмах Грузии веселой - новый праздник. По какому случаю - вот вопрос. По случаю переизбрания очередного идола на должность Варлаама Аравидзе? Понятно, нынче другой век на дворе. Смены караулов и перемены декораций происходят не столь кроваво. А нынешняя прошла так и вовсе бескровно. По крайней мере пока. Грузинский народ - артистичный народ, с чувством юмора и воображением, способный все обернуть в шутку. В том числе и смерть. Он в фарс в свое время обратил советскую власть. Вспомним фильмы Отара Иоселиани и Эльдара Шенгелая. Но ведь и каждый фарс может иметь оборотную трагическую сторону. И жанр есть такой - трагифарс. И есть он не только в кино и театре, но и в жизни. То, что сегодня прорывается из Тбилиси на наш телеэкран, как раз и отдает фарсом с трагическими отсветами - ликующая площадь, пожилой президент, бегущий от сотни разгневанных мужчин, толпы людей, готовых днями и ночами слушать зажигательные речи харизматических ораторов. Пожелание Нино Бурджанадзе, обращенное к народу, покончить с эйфорией - это, возможно, для него нож острый. Для иных это означает покончить с жизнью. Для иных лидеров - покончить с политической карьерой. ...Из нового, на сей раз документального "Покаяния", где одним из героев стал уже сам Эдуард Шеварднадзе, следует, что грузинский народ, однажды обратив тоталитарный режим в шутку, теперь по инерции пытается обернуть в нее демократию. "Дети гор", - сказал бы на это Остап Бендер.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир