Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кинематографу пригрозили пятым пунктом

Представителями парламентской группы "Народный депутат" Геннадием Райковым и Валерием Гальченко внесены на рассмотрение Думы законопроекты о квотах на зарубежные фильмы на телевидении и в кинопрокате. Их слушание должно состояться в ближайшее время... "В период с 8 часов утра до 22 вечера запрещается показ художественных фильмов, в которых демонстрируются способы подготовки и совершения убийства, а также дается положительная оценка людям, совершающим акты насилия над другими людьми". Под эту категорию фильмов подпадают такие разные кинопроизведения, как "Броненосец Потемкин", "Коломбо", "Ворошиловский стрелок"... Ограничение показа иностранных фильмов на телевидении до 40% и в кинопрокате - до 50%
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Представителями парламентской группы "Народный депутат" Геннадием Райковым и Валерием Гальченко внесены на рассмотрение Думы законопроекты о квотах на зарубежные фильмы на телевидении и в кинопрокате. Их слушание должно состояться в ближайшее время. Если эти законопроекты пройдут, появится вполне конкретный смысл этого начинания: власть получит в свое распоряжение рычаги огосударствления художественной профдеятельности. О политической цензуре в законопроектах ни слова. Но поскольку механизм будет сконструирован, то дальше дело техники распространить его действие вширь и глубь. Вопрос, пожелает ли государство им воспользоваться, можно считать открытым. Соль проекта Напомним, что предлагают "Народные депутаты" и главный разработчик закона господин Гальченко. Первое. "В период с 8 часов утра до 22 вечера запрещается показ художественных фильмов, в которых демонстрируются способы подготовки и совершения убийства, а также дается положительная оценка людям, совершающим акты насилия над другими людьми". Под эту категорию фильмов подпадают такие разные кинопроизведения, как "Броненосец Потемкин", "Коломбо", "Ворошиловский стрелок". Второе. Размещение на всех телеканалах, включая частные и дециметровые, социально значимой информации (официоз и протокол) - не менее 20% всего объема вещания. Третье. Ограничение показа иностранных фильмов на телевидении до 40% и в кинопрокате - до 50%. В заключении Правового управления аппарата Государственной думы сказано о серьезных юридических недоработках самих законопроектов. Но кто же юристов слушает, когда открывается очередная жила популизма. Особенно в ситуации обострения предвыборной борьбы... Обыкновенный "россизм" Самым сложным для разработчиков закона было провести границу между российским фильмом и нероссийским. Но они справились. В проекте расписано, как будут общественно-государственные органы проверять национальность кинопроизведения. Очень просто. Прежде всего продюсер должен быть гражданином России. Им же обязаны стать режиссер-постановщик, автор сценария и композитор. Про оператора ничего не сказано, стало быть, ему разрешено быть подданным другой державы, не исключая и другой сверхдержавы, так же как и художнику-постановщику, художнику по костюмам, актерам, осветителям. Но чтобы инородцы в этой группе риска не сильно зазнавались и наглели, прописана общая норма - в ней должно быть "не более 30% лиц, не имеющих гражданства РФ". Национальными (на 50%) должны быть и деньги, вкладываемые в фильм, который должен быть снят на русском языке или других языках народов Российской Федерации. Не менее 50% общего объема работ в сметных ценах по производству, тиражированию, прокату и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации. Иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30% сметной стоимости фильма. Хорошо, что закон обратной силы не имеет, иначе бы пришлось признать ненациональными фильмы "Русский ковчег" и "Молох" Александра Сокурова, "Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова, "Ближний круг" Андрея Кончаловского, "Кукушку" Александра Рогожкина. Из советской классики не вполне чистокровными русскими фильмами надо считать "Я - Куба" и "Красную палатку". ТВ - важнейшее из СМИ; кино по-прежнему - важнейшее из искусств Чего может желать в принципе всякая власть от кино? Едва ли банальной пропаганды и агитации в свою пользу. На это существуют СМИ вообще и информационно-политическое телевещание в частности. Телевидение в этом отношении давно стало важнейшим из СМИ. Оно по преимуществу инструмент в межпартийной борьбе. А вот кино по-прежнему остается важнейшим из искусств в деле оздоровления морали, возвышения духа, в осознании национального достоинства, в сотворении добродетельных кумиров и привлекательных героев нашего времени. Тем более что собственно население действительно как-то охладело к политике, оно давно уже митингам и демонстрациям предпочитает залы кинотеатров и театров. В силу этого именно культура становится альтернативой политике. И в первую очередь, разумеется, массовая культура, существенной частью которой является искусство кино. Отсюда и интерес наших государственников и национал-патриотов к этой сфере творческой деятельности. Отсюда и стремление поставить ее под контроль государства и на службу государству. Возможны варианты В сущности взаимоотношения государства и культуры могут развиваться по трем сценариям. Один - тот, что был при советской власти, - мы проходили. Второй - тот, что условно называется "французской моделью", - как бы маячит и мерцает перед нами, слегка фосфоресцируя и маня. Он наших государственников греет потому, что "модель" предусматривает государственную поддержку искусства и кино в том числе. Легко, однако, заметить, что законотворческий зуд наших парламентариев скорее имеет отношение к третьему варианту. Его тоже проходили, но не мы. Его проходили немецкие кинематографисты в Третьем рейхе.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир