Инна Чурикова отпраздновала свой юбилей. Ее поздравляли друзья - в том числе и Лия Ахеджакова: они знают друг друга почти всю жизнь. И "Известия" решили видоизменить жанр юбилейного интервью: о Инне Чуриковой рассказывает ее подруга.
- Вы и Инна Михайловна вместе начинали в МТЮЗе. Как вы познакомились?
- Инночка пришла в наш театр, когда я там уже работала. Я все зайцев каких-то играла, поросят, насекомых и пионеров. А Инну пригласили на роль Джульетты, но, естественно, ее не дали, и она Бабу-Ягу играла. Потом Инна играла какую-то козу. Потом лису - тоже по животным пошла... В "Двух кленах" Шварца она была Бабой-Ягой, а я играла мальчика Федора, которого Баба-Яга превратила в дерево. Я лежала в своем дереве и, дожидаясь своей реплики, читала журнал "Искусство кино". А в антракте прибегаю к Инне: "Инночка, я прочла такой сценарий! Просто на тебя написанный..." А она отвечает: "Я уже попробовалась, и меня утвердили". Это было "Начало" Глеба Панфилова. И после этого фильма она исчезла из нашего театра, хотя какие-то роли остались за ней.
- А какая она была, когда вы работали в МТЮЗе?
- Она была абсолютная девочка. Большая, толстенькая, с косой, страшно веселая, на высоких каблуках - и отчаянно талантливая. Это поражало. Казалось, что она светилась.
- Но несмотря на это, в Театре юного зрителя Чурикова играла Бабу-Ягу.
- Я в этом театре доросла до роли бабушки в "Я, бабушка, Илико и Илларион" - она оказалась моей творческой вершиной. А Инне дали роль десятиклассницы - большую, кстати! - и она сыграла ее один раз, во втором составе. А это было так ярко! Я помню ее и в эпизоде, в роли, которую Инна исполнила сразу, как пришла в театр. Ее героиня-школьница лежала в больнице, пила кефир, и к ней никто не приходил. И это было так хорошо, что вскоре Инну из спектакля убрали.
- Почему?
- На нее смотрел весь зал. Она ничего не делала, но второстепенный персонаж приковывал к себе внимание публики - да так, что нельзя было глаз оторвать.
- Как же вы жили в МТЮЗе?
- Много глупостей было, много безрассудства и отвязанностей. И мы жутко много играли - по три раза в день.
- Уйдя из Театра юного зрителя, Чурикова изменилась?
- Да, и не только внешне. Она очень сильно изменилась, когда в ее жизни появился Глеб Панфилов. Глеб очень многому научил Инну, он нашел ее образ. В юности мне казалось, что она дивный клоун. Иногда Инна была трагичной, иногда смешной, иногда печальной - мне в ней что-то феллиниевское виделось. А после встречи с Панфиловым и работы в его фильмах в ней появились женственность и утонченность, необыкновенные шарм и стиль.
- Какой она друг?
- В моей жизни - и в ее тоже - часто бывает, когда в театре обижают. Есть друзья, которые по косточкам разберут ситуацию и найдут, что обидчик прав. А мы с Инной никогда не становились на его сторону, мы всегда говорили: "Ты права!" Я могу ей пожаловаться, не боясь услышать: "Правильно тебя побили". И Инна знает, что она может мне позвонить из другой страны и получить поддержку. А я знаю, что есть друг, который всегда разберется в моей беде.
- А со стороны Инна Михайловна кажется очень жестким человеком.
- Инна не жесткая - она сильная. Но очень веселая. И она очень умеет чувствовать счастье.
- С кем вы могли бы ее сравнить как актрису?
- Про Инну нельзя сказать, что она чей-то дубликат, ее не стоит сравнивать ни с Гретой Гарбо, ни с Джульеттой Мазиной. Большая актриса сильна тем, что ее штампы не видны, и у Инны я их никогда не замечаю. Говорят, что у настоящих актеров штампов не двадцать, а двести, но у очень больших дарований это не так: они умеют уйти от наработанности и умелости и никогда себя не цитируют.