Пожар Ванного домика в Нескучном саду в очередной раз продемонстрировал, как охраняют в Москве памятники архитектуры. О причинах пожара, видимо, можно будет судить по дальнейшим действиям властей.
Ванный домик, один из трех уцелевших парковых павильонов московской усадьбы Нескучное, давно никто не видел в первозданном обличии. Фасад его был зашит фанерными листами, дверные и оконные проемы заложены кирпичом. Памятник русского классицизма конца XVIII столетия стоял бесхозным и внушал печальные думы нашим современникам. Это Борис Пастернак в своем "Нескучном" (1917) мог еще обронить элегическое: "И, окуная парк за старой Беседкою в заглохший пруд…" Это краевед 1920-х П. ерцов мог написать в своих "Подмосковных экскурсиях": "Прекрасный обломок старины - маленький "ванный дом" в стиле empire, с изящным полукружием белых ионических колонн и высоким куполом над ними. Есть какое-то достигнутое совершенство в мягких очертаниях этого здания…" Нынешнее поколение москвичей застало лишь заколоченный и облупившийся дом да легенды о ресторанчике, якобы бывшем тут в 1930-е годы, и карпах, плававших в пруду.
В ночь на 22 сентября Ванный домик был охвачен огнем. Кирпичные стены и колонны уцелели. Сгорели купол парадного фасада, стропила кровли и внутренние перегородки. Поврежден белокаменный карниз. Теперь домик без крыши, завален внутри обгорелыми бревнами и мусором. В одной из стен виден лаз - проем в разрушенной кладке. Через него в дом забирались пьяные компании и бомжи. По версии пожарных, причиной возгорания стало как раз "неосторожное обращение с огнем" бомжей, заночевавших в памятнике архитектуры федерального значения.
Окрестные жители рассказывают, что Ванный домик пустовал и ветшал с начала 1960-х годов. Одно время его облюбовали "моржи", использовавшие домик и старинный грот по соседству как раздевалку. Вадим Апенин, заместитель председателя совета мосгоротделения Всероссийского общества охраны памятников (МГО ВООПИК), вспомнил, что "моржи" создали даже некую организацию по защите памятников Нескучного сада, подготовившую проект реставрации домика, но он остался невостребованным. "Вопрос о реставрации не раз поднимался, - рассказывает Апенин, - но специалисты боялись браться за этот объект из-за очень сложной гидрогеологической ситуации. Близ домика из склонов оврага бьет около 30 ключей. В домике была стариная дренажная система из керамических труб, но ныне она нарушена, стены "подсасывали" влагу из почвы, дом трескался и постепенно накренялся. Лет 15 назад здесь уже был небольшой пожар - горела кровля. В последние годы были предложения от коммерческих структур, которые хотели открыть в домике ресторан, но до дела не дошло".
Пожар Ванного домика - звено в цепи аналогичных пожаров, уничтожающих памятники архитектуры XVIII-XIX веков в Москве. В 1990-е годы сгорели несколько строений усадьбы в Кузьминках, дача московских архиереев в Черкизове, ресторан в стиле "модерн" в Сокольниках, дом композитора Алябьева на Новинском бульваре. Жертвами огня стали также дом Трубецких на Девичьем поле, дом Верещагиной на Трех горах - первый уже "воссоздан" в кирпиче и бетоне, второй готовится к той же экзекуции.
Ванный домик годами страдал от воды, теперь пострадал от огня. К этим двум стихиям можно добавить третью - работу городской системы охраны наследия и, шире, наплевательское отношение всего городского общества к бедствующей старине. Вадим Апенин возлагает ответственность за судьбу домика на Главное управление охраны памятников Москвы, которое, по его словам, "должно было позаботиться о должной консервации памятника, чтобы туда не могли проникать". Задача МГО ВООПИК, считает Вадим Апенин, "не допустить теперь снятия памятника с охраны под предлогом аварийности".
После каждого пожара в исторической Москве возникают разговоры о поджогах, с помощью которых расчищаются участки для нового строительства. Этим летом мэр Москвы Юрий Лужков уже называл с телеэкрана разговоры о распродаже территорий Нескучного сада под коммерческую застройку "необоснованными слухами". Версии о причинах пожара Ванного домика, пожалуй, вернее всего будет строить, исходя из дальнейших действий городских властей. Если домик оставят зимовать без кровли, предоставляя воде и льду возможность "естественно" доканывать его остатки - это верный путь к обрушению, а затем "воссозданию" Ванного домика, т.е. к его исчезновению в качестве подлинного памятника. Спасти домик может только немедленная консервация, т.е. временная кровля и надежное ограждение от непрошеных гостей.