Табачная компания R.J. Reynolds, владелец марок Camel, Winston и Salem, увольняет 40% своего персонала. Так началось резкое изменение маркетинговой стратегии компании, теснимой на американском рынке производителями дешевых сигарет и основным конкурентом - фирмой Philip Morris.
За падением популярности курения и шквалом исков против табачных компаний в США последовала переориентация американских потребителей на дешевые сигареты. Первые удары судьбы вынудили обладателя "верблюжьего" бренда, компанию R.J. Reynolds, продать весь свой зарубежный бизнес японской Japan Tobacco и оказаться в полной зависимости от сокращавшегося американского рынка. Нынешний кризис заставил компанию частично оставить и эти слабеющие позиции под натиском Philip Morris, расширившей использование скидок при продаже сигарет Marlboro.
Если на долю Marlboro приходится 37,8% американского табачного рынка, то все четыре главных бренда R.J. Reynolds - Camel, Winston, Salem и Doral - составляют только 19,1% его товарооборота. Положение не смог исправить даже недавний отказ компании от производства сигарет Magna и Sterling в пользу ведущей "четверки". При этом владеющая Philip Morris корпорация Altria Group, в отличие от своего главного конкурента, 60% прибыли получает за пределами США. На американском же рынке, по прогнозу самой R.J. Reynolds, в этом году поступит в продажу на 12% меньше сигарет, чем в прошлом.
Очередная попытка удержания рыночных позиций, предпринятая генеральным директором Эндрю Шиндлером, предполагает принесение в жертву еще двух брендов - Winston и Doral. Именно сокращение расходов на их продвижение станет главным средством укрепления финансового положения компании. Последняя ставка сделана на Salem и Camel - единственную принадлежащую R.J. Reynolds марку, увеличившую после 1999 года свою долю американского "табачного пирога".
Первый шаг на этом пути уже сделан: по сообщению агентства финансовой информации Bloomberg, в первой половине будущего года компания планирует ликвидировать 2600 рабочих мест из 6500, продолжив серию сокращений, начатую в середине 1980-х, когда штат компании насчитывал 15 тыс. работников.
Продолжением, по мнению аналитиков, может стать позиционирование брендов Winston и Salem как дешевых марок, рассчитанное на сокращение маркетинговых расходов, или продажа марки Winston. Еще одна активно обсуждаемая возможность поправить пошатнувшееся положение R.J. Reynolds - ее слияние с British Amercan Tobacco, вторым в мировом списке производителем сигарет. Как сообщил "Финансовым Известиям" директор по корпоративным отношениям российского подразделения British American Tobacco Владимир Аксенов, BAT в настоящее время не комментирует информацию, касающуюся возможности ее слияния с R.J. Reynolds, однако не делает секрета из того, что ее стратегическая цель - превращение в крупнейшую табачную компанию мира, предполагающее как органический рост, так и новые приобретения во всех областях мирового рынка.