Известно утверждение, что чем больше мы узнаем, тем меньше знаем. Происходит это оттого, что расширяясь наши знания как бы увеличивают свою границу с огромным миром непознанного.
В век господства средств массовой информации, когда любое событие засвечивается в передачах сотен телеканалов и на тысячах газетных полос, все труднее узнать правду. И именно потому, что добросовестные (такие есть) журналисты стараются представить нам весь спектр мнений и добыть массу дополнительной информации. Но, парадокс, именно честность (не будем рассматривать другие случаи) и желание донести до потребителя как можно больше сведений утверждают этого потребителя в мысли, что он знает только то, что ничего не знает.
Но я не о правде, а о подозрительности. Именно подозрительность - побочный эффект всеобщей информированности, разъедающий представление о целостности и разумности общества.
Примеров тому на этой, мемориальной неделе было много. Вот все отмечают два года со дня американской трагедии. Сначала экран телевизора заполняют кадры поминальных мероприятий - зачитывание тысяч имен погибших в Нью-Йорке, посадка деревьев в память о них в Австралии (красиво, не правда ли?), потом нам сообщают, что памятников печальному событию в Нью-Йорке не поставили (пожадничали, или не подумали, или не принято это у них?), но Зураб Церетели презентовал макет своего будущего монумента жертвам всемирного терроризма. В центре композиции - хрустальная слеза. Ну, думаешь, слава богу, сами не сообразили, Церетели подсказал. Или - рождается коварное подозрение - опять что-то кому-то навязал?
Вот на экране появляется некий дотоле широко не известный француз и начинает говорить о своей книге, где утверждает, что события 11 сентября - величайший в истории спектакль. Кто его поставил - а собственно это всех и интересует, - не сказал, только многозначительно кивнул на книгу. Книгу эту читать не хочется, понятно, что там только и будут ставить вопросы, не давая на них прямых ответов. А если и дадут, то все равно этим ответам верить нельзя. Откуда ему знать правду, ведь он не в ЦРУ работает, а если в ЦРУ, то тем более.
А как верить суровой звезде НТВ Александру Гордону, который в поминальном эфире со скрытым гневом говорит о том, что если вспомнить деяния Америки в XX веке, то 11 сентября - ей возмездие. А что делала Европа в XX веке? Развязала две мировые войны, породила несколько чудовищных режимов. Ей воздалось? Чувствую, Гордону верить нельзя - он всегда плохо говорит об Америке, где у него, как сам рассказывал, ни карьера, ни личная жизнь не состоялись.
Следующий печальный сюжет - о том, что Борис Кузнецов, адвокат родственников погибших на "Курске" моряков, оспаривающий выводы госкомиссии, подает в суд на назвавших его клеветником. Обстоятельства дела вспомнить не могу, но уверенность, что тайна гибели "Курска" так и останется тайной, окончательно окрепла.
Но это все большие события, а вот простые сюжеты - зрители выходят с премьеры фильма. Добросовестный корреспондент спрашивает, понравилось ли увиденное. Первому - понравилось, второму - нет. Одного мнения быть не может.
Каждый день разумный обыватель окунается в море тщательно собранной для него информации, где неизбежно тонет. Потому что научиться хорошо плавать в этом море совершенно невозможно. Даже если ты знаешь, как это море наливают. Очевидцы путаются в показаниях, комментаторы комментируют по-разному, а если все говорят одно и то же, то подозрительность только растет - с чего бы вдруг все задудели в одну дуду?
Но общество не может жить в атмосфере тотальной подозрительности. Не доверять милиции - они же все взяточники, врачу - он деньги выбивает, учителю - чему они учат за свою нищенскую зарплату, суду - где суд, там неправда, журналисту - ну уж эти писаки, ученому - он далек от жизни, практику - он дальше своего носа не видит, критику - много умничает, рядовому зрителю -- да кто он такой. Без доверия люди не вылечатся, не выучат детей, не отстоят свои права, перестанут ходить в кино и навсегда выключат телевизор.
Что же делать? Ответ прост - доверять, всячески бороться с навязчивой подозрительностью. И понимать, что в мире много больших и маленьких тайн. Знать их отгадку не обязательно.