Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил об ожидании украинской делегации 15 мая в Стамбуле
Мир
В ФРГ сообщили о желании США возобновить поставки газа по «Северному потоку – 2»
Культура
Путин назвал культурное достояние основанием для консолидации общества РФ
Мир
Макрон не увидел законного обоснования для конфискации активов РФ
Мир
Эрдоган призвал НАТО не быть частью конфликта на Украине
Мир
Экс-премьер Молдавии обвинил Санду во вмешательстве в выборы Румынии
Общество
В Дагестане возбудили дело о терроризме после нападения на полицейских
Экономика
Патрушев назвал Мурманскую область значимой для экономики РФ
Общество
ГД одобрила законопроект об аресте имущества уехавших из РФ правонарушителей
Мир
Трамп предостерег Запад от вмешательства в конфликт на Украине
Мир
В Госдепе назвали встречу по Украине в Стамбуле «благоприятной возможностью»
Мир
Министр обороны Польши отверг возможность ввода войск на Украину
Экономика
Путин поддержал антикризисный план спасения угольной отрасли
Мир
Макрон заявил о готовности к диалогу с Путиным после прекращения огня на Украине
Культура
НМГ победила в восьми номинациях Ассоциации продюсеров кино и телевидения
Экономика
Банки стали требовать для разморозки счета приходить в офис с родней
Спорт
«Трактор» одержал победу над «Локомотивом» в первом матче финала Кубка Гагарина

Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ: «Пусть меня воспринимают как сумасшедшего»

Самый большой враг художника - советчик, даже доброжелательный. Он лишает художника воли… Представьте себе Сикстинскую капеллу, которой бы руководил хор провинциальных итальянских художников! Так было в советское время. Поэтому в советском искусстве было так много балласта. Это было коллективное творчество, но не коллективное творчество народа, а коллективное творчество бюрократов от искусства… Меня часто называют диссидентом, но в действительности у меня было желание работать, а не изменять. Мой протест в советское время был чисто человеческим - протест против насилия над моей личностью. Я хотел работать хорошо, а меня заставляли работать плохо. Поэтому у меня к некоторым явлениям того периода свое отношение
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
В четверг в Кемерове на берегу реки Томь был открыт 7-метровый монумент "Память шахтерам Кузбасса" работы Эрнста Неизвестного. Знаменитый скульптор, прилетевший в Кемерово накануне, передал его Кузбассу в дар. Торс шахтера, в груди которого горит огонь, установлен на постаменте из черного гранита. Монумент, освещенный специальной подсветкой, будет виден с другого берега реки, где расположена основная часть города. Несмотря на дальний перелет и тридцать часов без сна, Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ ответил на вопросы собственного корреспондента "Известий" Ирины СЕРБИНОЙ. - Почему было решено установить памятник именно здесь? - Существует декоративная скульптура, но существует и скульптура, которая претендует на некоторую форму ритуальности. Она должна быть выведена из повседневности и поставлена так, чтобы организовать пространство, которое могло бы создавать обособленность и ритуальность. На эту гору надо подниматься, надо переживать не только искусство, но и само физиологическое движение к нему. Поставить такую скульптуру у театра будет неправильно - пространство должно быть просторным, пейзаж вокруг создает ту претензию, которая была заложена в первооснове. - Как много времени вы посвятили этой работе? - Недолго. У меня есть примеры долгой работы - над монументами жертвам сталинизма я работал с 1953 года, и даже раньше у меня были готовы эскизы - еще при жизни Сталина. В данном случае работа произошла быстро, потому что у меня уже были наработаны визуальные элементы, которые вошли сюда: торс гиганта, торс Прометея, торс ангела. Этот шахтер по существу - шахтерский ангел, хотя он обладает всеми физическими признаками человека. - Местные власти подсказывали вам, каким именно должен быть памятник? - Мне никто не выламывал руки. Я отправил первичный эскиз и сразу принял решение: если начнутся обсуждения и советы, я откажусь от работы. Самый большой враг художника - советчик, даже доброжелательный. Он лишает художника воли. В данном случае этого не произошло, потому что мне поверили, не приглашали коммунаров, пионеров, домработниц, сельхозработников, чтобы они учили меня лепить. Их бы я еще послушал, но ведь от их имени говорят чиновники или неудачники в искусстве. Представьте себе Сикстинскую капеллу, которой бы руководил хор провинциальных итальянских художников! Так было в советское время. Поэтому в советском искусстве было так много балласта. Это было коллективное творчество, но не коллективное творчество народа, а коллективное творчество бюрократов от искусства. - Почему тогда вы все же приняли предложение сделать этот монумент? - Когда ко мне обратились с просьбой сделать "Память шахтерам Кузбасса", у меня были опасения, что от меня будут требовать некоторой формы апологетики. И я боялся, что не смогу взяться за этот проект, поскольку он не будет соответствовать моим профессиональным и человеческим убеждениям. Но когда мы встретились с губернатором Тулеевым и начали разговаривать на эту тему, он вдруг прервал меня и сказал: "Эрнст, я прошу вас запомнить, что в каждой лампочке, которая горит, находится капля крови шахтера". И это сразу решило проблему, потому что моментально у меня родилась идея, ключ к тому, что я сделал, идейный и эстетический. И это меня освободило, потому что я никогда не принадлежал к ниспровергателям. Меня часто называют диссидентом, но в действительности у меня было желание работать, а не изменять. Мой протест в советское время был чисто человеческим - протест против насилия над моей личностью. Я хотел работать хорошо, а меня заставляли работать плохо. Поэтому у меня к некоторым явлениям того периода свое отношение. Было очень много фальши, подлости, халтуры, но были и произведения, которые станут достоянием истории. И мне всегда хотелось соединить некий исторический период, например период войны с ее песнями, с ее героикой, с моими представлениями об искусстве XX века. В данном случае этот монумент, если рассматривать его с позиции эстетической, и является попыткой синтеза прошлого и сегодняшнего. Поэтому я с большим удовольствием работал. - Можно ли говорить о том, что этот монумент создан по социальному заказу? - Проблема социального заказа в искусствоведении советском и постсоветском не разрешена. Практически любой церковный заказ, монументальный заказ всегда на перекрестке эстетики, личной свободы художника и социума. В советской культуре в действительности был не социальный заказ, а сугубо политический, потому что советская культура отсекала у искусства его эзотерическую, духовную часть. Искусство не могло уместиться в эти рамки, потому что оно выходит за пределы чисто пропагандистских и ежесекундных задач. Тем паче скульптура такого сорта, которая делается иногда десятилетиями, политика же меняется очень быстро. Политики в России - и советские, и антисоветские - всегда присваивали себе право оценивать духовную жизнь, которая выходила за рамки политического момента. Было полное непонимание, что культура в принципе выходит за эти узкие рамки. А сегодня я просто благодарен судьбе, что меня воспринимают в определенном смысле как государственного сумасшедшего, которому можно, понимаете? Я бы никогда не смирился ни с каким заказом, который загоняет меня в стойло какой-либо партии или сиюминутного политического безобразия. - Однако несколько месяцев назад в Кемеровском музее изобразительных искусств была выставлена ваша картина, переданная в дар области. Ее называют портретом Амана Тулеева. Можно ли говорить о ней как о портрете и единственный ли это факт вашего интереса к современным российским политикам? - Да, можно сказать: это портрет. Так это было растолковано моими друзьями, хотя он написан 20 лет назад. В искусстве XX века в связи с развитием фотографии портрет перестал носить тот иконографический характер, который был раньше, то есть некоторую форму документальности. Не ссылаясь на авторитеты, скажу, что огромное количество портретов Пикассо (портрет Сталина, к примеру) является не иконографическим, а энергетическим ощущением этого человека. Я в принципе не портретист, но когда социальная или культурная фигура является символической, я выхожу и на этот жанр - как мои надгробия Хрущеву, Ландау, Светлову, как мой портрет Шостаковича. Это знаковые фигуры, поэтому я не был загнан в рамки иконографического портрета. - Насколько ваша работа для Кемеровской области исключительна? Есть ли намерение участвовать в подобных проектах в других регионах? - Сейчас я не могу ничего сказать о будущем, потому что пока это не оформлено юридически, я просто не имею права говорить. Вдруг это сорвется... Предложения есть, достаточно много. - Эрнст Иосифович, действительно ли вы намерены создать скульптуру президента Туркмении Сапармурата Ниязова? Несколько месяцев назад об этом было широко объявлено. - Нет. Этого произойти не может.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир