Формальное описание игры таково: "Великолепная трехмерная стратегия в реальном времени, которая охватывает один из самых кровавых периодов в истории средневековой Европы (с 1095 по 1453 год)". В моем распоряжении было не так много способов проверить справедливость этого утверждения. Разве что поговорить с тем, кто вел проект локализации, да поискать в Сети отзывы об игре.
Google принес четверть миллиона ссылок по теме. В Рунете, по данным Яндекса, тоже полный порядок. Фанаты создают посвященные игре сайты и ищут сподвижников, "файлоискателей и статьиписателей".
По мнению менеджера по локализации игровых проектов фирмы "1С" Константина Сапроненкова, из каждого десятка проходящих через его руки игр только одна-две достойны увлеченности игроков. "Medieval. Total War" именно такова. В разговоре было сказано даже: "Ощущение, близкое к восторгу".
Игрок участвует в игре на правах главы одного из 12 государств, среди которых есть и Русь. Предусмотрены два режима прохождения игры - свободный и исторический. В свободном европейское средневековье может как угодно отличаться от реальной истории. Например, Золотой Орде ничто не мешает покорить Британию. Но значимые события (вроде возникновения альбигойской ереси) все равно произойдут в положенное время и окажут свое влияние.
В исторических кампаниях игрок исполняет роль реального лица. Ричарда Львиное Сердце - как вариант. Военная история моделируется с максимальной достоверностью: валлийские лучники есть только у англичан, а универсальная конница имеется только у русских. Очень хорошо сделаны сражения. Хотите руководить войсками при Кресси - пожалуйста. Ужасно жаль, говорит Константин, что разработчики не создали модель Куликовской битвы. За наших и Орду можно играть только в свободном прохождении.
Создатели игры не очень добросовестно отнеслись к выбору имен русских полководцев (реальных исторических деятелей Руси в игре нет). Среди воевод фигурировал, например, некто Заяц Чертов. Пришлось подобрать ему нормальное имя и преодолеть соблазн переиначить в отместку английские имена.
Важно следить за судьбой своего рода. Константину не повезло - у него на протяжении 80 лет рождались одни пьяницы. Порок сказывался на способности отпрысков руководить войсками. "Достали алкоголики", - признался менеджер проекта. Бывают еще менее желательные последствия междинастических браков.
Играть можно в Сети, партнер найдется на gamespy.com. Этот сайт доступен прямо из игры, запускать браузер не обязательно.
Потребуется графический ускоритель с 16 Мбайт памяти, 128 Мбайт ОЗУ и 1,9 Гбайт дискового пространства. Цена двух дисков ("джевел") - около $6. Готовьтесь к тому, что "подсядете" месяца на три как минимум. Возрастной диапазон игроков - от 13 лет до седых волос.
annenkov@izvestia.ru