Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Неоконченный "Концерт"

Открывшаяся в понедельник в Александровском зале Зимнего дворца экспозиция живописи Никола де Сталя - явление экстраординарное даже для насыщенной художественными событиями жизни Эрмитажа. Ярчайший художник XX века впервые, увы, уже после смерти, вернулся в родной город. Произошло это в преддверии 300-летия Петербурга: выставка представляет собой официальный проект Франции, сделанный к юбилею северной столицы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Из государственных и частных собраний Франции в Эрмитаж приехали 52 работы. Куратором выставки является сын художника - Гюстав де Сталь. "Если бы отец узнал, что его работы приедут в Петербург, он, наверное, не поверил бы, - рассказал Гюстав де Сталь корреспонденту "Известий", - слишком несбыточным казался этот проект. Я счастлив, что идея, над которой мы работали более пяти лет, все-таки воплотилась. Тем более меня радует, что происходит это именно в рамках празднования 300-летия Петербурга. Никола де Сталь впитал в себя не только европейскую художественную традицию, но и русскую. Это произошло, так сказать, генетически. Возможно, именно потому в его творчестве именно такая петербургская палитра света". Картины Никола де Сталя изумительно музыкальны. В них ясно ощутима полифония пространства и формы. Таковы, например, экспонирующиеся в Эрмитаже "Луна", "Дорога", "Корабли" и, конечно, "Фуга". Ранние работы - "Композиции" середины 40-х годов - пластически и в цвете зафиксированная тревога. Они лишены прямых ассоциаций с предметным миром, но все-таки не выглядят полностью абстрактными. Ломаные линии, жесткие изгибы, агрессия цвета - отражение внутреннего мира художника, существующего в изуродованном войной мире. Конец 40-х, и линии смягчаются, цвета становятся спокойными. Никола де Сталь экспериментирует, создавая световые конструкции, из абстрактно геометрических превращающиеся в узнаваемо реальные: "Крыши", "Опавшие листья", "Белый город". Никола де Сталь родился в январе 1914 года в Санкт-Петербурге, в семье последнего коменданта Петропавловской крепости. В 1920 году семья навсегда покинула Россию. "Он прожил в нашем городе только пять младенческих лет, и с искусствоведческой точки зрения вряд ли возможно говорить о том, как его творчество связано с петербургским происхождением. Но я позволю себе сделать это. Когда его картины, особенно абстрактные, висят в Александровском зале Зимнего дворца и омываются светом белых ночей, трудно удержаться от соблазна увидеть связь природы севера и живописи, созданной на юге. Эта связь непостоянна, она возникает только в тот момент, когда картины де Сталя оказываются в Петербурге, - говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Живопись Никола де Сталя, безусловно, созвучна Петербургу, в котором стройные формы пространства таят в себе страшное напряжение чувств, мучившее Пушкина, Достоевского, Гоголя, Белого". В эрмитажной выставке акцент сделан на упомянутую Гюставом де Сталем игру света в картинах. В открывшейся практически одновременно выставке в Париже, в Центре Помпиду, зрителям предложена детальная антология творчества художника - 250 работ. Изначально российский и французские организаторы обеих выставок всерьез взволновались, когда узнали, что открываться они будут "дуплетом". А потом, решив, что это закономерная случайность, успокоились. И оказались правы. Любивший и отлично знавший классическую музыку Никола де Сталь закончил земной путь по-композиторски: последнее, самое большое, так и оставшееся навсегда незавершенным его полотно называется "Концерт". Его нет в Эрмитаже - оно экспонируется в Центре Помпиду.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир