Одновременно с информацией о формальном окончании войны в Ираке прозвучало известие о мародерстве в Иракском музее в Багдаде. Михаил ПИОТРОВСКИЙ, неоднократно работавший в этом музее, прокомментировал ситуацию корреспонденту "Известий" Юлии КАНТОР.
- Факт разграблений части музея, увы, подтверждает, что сбылись самые мрачные предположения, которые были у специалистов еще до войны. Те кадры, которые я видел по Cи-эн-эн и "Аль-Джазира", показывают хранилища, а не экспозицию, потому пока трудно составить представление о том, что реально произошло в музее. Иракский музей - один из богатейших в мире: в нем хранятся уникальные памятники Междуречья - колыбели цивилизации. Там находятся великолепные шумерские памятники - тысячи древнейших образцов письменности, печати, скульптуры, изделия из резного камня и кости. Помню древнюю шумерскую арфу, ритуальные кинжалы с богатейшей инкрустацией, женские украшения... Там вавилонские печати и тексты, из которых мы узнаем историю начала цивилизации. Там же и ассирийские рельефы, являющиеся одновременно памятниками искусства и летописями. Судя по телевизионным трансляциям, кроме грабежа в музее были и разрушения. Я видел хранилища с побитыми сосудами, лежащими в ящиках, видимо, недавно привезенными из археологических экспедиций.
Но есть и еще одна огромная опасность: археологические памятники Ирака имеют колоссальный спрос на мировом антикварном рынке. Я боюсь, что уже сейчас идет грабеж археологических памятников, находящихся в земле: мародерски копать легче, чем грабить музеи. В Ираке был очень жесткий закон об охране памятников, и американские археологи призывали военное командование США сохранить его. Если этого не произойдет, то в торговлю памятниками могут включиться как враждующие иракские фракции, так и представители союзных войск.