В пятницу главе Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгату Таджуддину прокурор Башкирии вынес предупреждение в связи с его заявлением об объявлении джихада (священной войны) США. Пугающее слово "джихад" было произнесено на митинге протеста против войны в Ираке, состоявшемся днем раньше на Советской площади в Уфе. Организаторами и инициаторами митинга выступило региональное отделение партии "Единая Россия".
Верховный муфтий был в ударе.
- Вы знаете, что значит "буш" - это означает "пустой" (по-башкирски. - "Известия")! Пустышка он и есть! - горячился Талгат Таджуддин под одобрительный рев молодежи, собравшейся на площади. - Народ Ирака стоял и будет стоять, но не "раком". И мы тоже не будем так стоять! Я не ругаюсь, это Бог говорит через мои уста.
Пламенная речь верховного муфтия длилась почти десять минут. За это время он успел вытащить саблю и сообщить, что духовное управление мусульман Святой Руси (именно так хотят теперь переименовать ЦДУМ) приняло
решение об объявлении священной войны за свободу Ирака и всего мира. "У нас есть рычаги воздействия на Соединенные Штаты, Великобританию и их прихвостней". Верховный муфтий просил потом не удивляться, когда "один из американских авианосцев потонет, и потом они все уйдут. Америка распадется".
- У нас есть сожаления по поводу участия верховного муфтия в нашем митинге, - заявил "Известиям" зампред исполкома, начальник отдела по связям с общественностью местного отделения "Единой России" Рустам Ахмадинуров. - Наш митинг был использован как трибуна для объявления позиции ЦДУМ, а это не есть наша позиция. Мы предварительно проговаривали суть выступления с Талгатом Таджуддином и договорились, что он расскажет о ситуации в Ираке как один из россиян, побывавший там совсем недавно.
После верховного муфтия должен был выступать первый зампредседателя духовного управления мусульман Республики Башкирия Аюп Бибарсов. Однако, как он сам заявил "Известиям", "послушав речь Талгата Таджуддина, понял, что это было бы совершенно неуместно":
- Наша точка зрения противоположна. Даже если бы такие заявления были уместны, то они могли бы звучать лишь на уровне всемирных исламских организаций. Талгат Таджуддин не может высказывать мнение всех мусульман России.
Сегодня за право называться лидером всех мусульман в России борются два человека: шейх Талгат Таджуддин, верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России, и шейх Равиль Гайнутдин, имам Московской соборной мечети, глава Совета муфтиев России. Талгат Таджуддин не раз заявлял о том, что его оппонент Равиль Гайнутдин поддерживает "ваххабизм". В свою очередь тот упрекает Таджуддина в чрезмерном сближении с православной церковью, нарушении части исламских канонов и нескрываемом стремлении быть удобным власти. На фоне этого особенно странно выглядит сегодня позиция двух шейхов: "радикалист" призывает к миролюбию и молитве, осудив действия Таджуддина, "удобный" шейх - к священной войне. Еще большее удивление вызывает тот факт, что за несколько дней до митинга в Уфе Талгат Таджуддин в интервью "Известиям" заявил, что не намерен объявлять джихад. "
Главное наше оружие сегодня - молитва ", - сказал он. Кроме того,
Таджуддин осудил заявление муфтия Москвы и Московской области Махмуда Велитова, который накануне признался "Известиям", что намерен инициировать объявление джихада агрессорам.
- Я действительно планировал призвать мусульман к джихаду, но потом меня спросили: а как вы будете его исполнять? Я более детально стал изучать нюансы, и обнаружилось препятствие: джихад по Шариату вправе объявлять только правитель страны, - прокомментировал в пятницу "Известиям" Махмуд Велитов. - Мусульмане России живут по двум канонам: первый - что сказал Аллах, второй - светские законы страны. Перед Аллахом Талгат Таджуддин сделал правильное заявление, но перед законом России - нет.
Реакция закона последовала незамедлительно. Прокурор Башкирии, согласно закону "О противодействии экстремистской деятельности", сделал верховному муфтию официальное предупреждение.
- Талгат Таджуддин должен дезавуировать свое заявление, - пояснили в пятницу "Известиям" в Генпрокуратуре. - Если он этого не сделает, мы обратимся в суд с иском о ликвидации управления. Более того, у нас есть право еще до судебного решения приостановить его работу.
В уфимской резиденции Таджуддина в пятницу отказывались от любых комментариев. Однако один из помощников верховного муфтия заявил "Известиям", что "джихад объявлен мирный. Это значит - молиться, чтобы, например, пули американских солдат не достигали цели, чтобы потонул авианосец, чтобы Бог покарал нападающих на мирных жителей". Но вот зачем тогда было саблей размахивать?