Сразу после вступления в должность исполняющего полномочия президента Ахмат Кадыров заявил, что имеет все основания говорить и действовать от имени народа. Одновременно он решил лично возглавить комиссию по контролю за выплатами жителям Чечни компенсаций за потерянное жилье и имущество. Однако полномочий этой комиссии хватит только на контроль за средствами, уже поступившими из федеральных структур. Это яркая иллюстрация того, что Чечне готовы дать много, но все же в ограниченном количестве.
- Чечня не намерена ставить вопрос об особом политическом статусе. Республика должна иметь особый экономический статус, - не раз говорил Ахмат Кадыров. Эти особые экономические условия и должен, по его убеждению, учитывать будущий договор.
Подготовка документа активно ведется в Грозном. Для этого здесь создана группа специалистов. Именно чеченские политики и чиновники много говорят о будущем договоре, правда, пока не вдаваясь в конкретику - "что и как - конкретно определим позже". И это не удивительно. Сам Владимир Путин пообещал Чечне заключить с ней договор о разграничении полномочий и предоставить республике "широчайшую" автономию. В российском руководстве не собираются отказываться от своих обещаний, но конкретные вопросы - в чем именно будут состоять разграничение полномочий и широчайшая автономия - оставляют без комментариев.
О своем видении проблемы "Известиям" рассказал член Совета федерации Ахмар Завгаев. По его мнению, в будущем договоре должны быть определены приоритетные программы развития отдельных отраслей экономики. Автономия же и разграничение полномочий должны быть выражены в предоставлении таможенных льгот на закупку импортного оборудования и техники, в привлечении зарубежных инвестиций, минуя бюрократические препоны.
- Если будут приняты целевые программы, то они потянут за собой малый бизнес, - говорит Ахмар Завгаев. Здесь возможны таможенные льготы. Можно предоставить возможность привлекать зарубежные инвестиции, например, в выращивание цветов и шелководство.
При этом Завгаев категорически против введения в Чечне так называемой офшорной зоны. По его мнению, эти зоны не позволили поднять экономику ни в одном регионе, где они действовали, а федеральный центр нес большие убытки. Например, в Ингушетии 5 лет существовала зона экономического благоприятствования. Но в 2002 году эта республика собрала налогов на 500 миллионов рублей, то есть в семь раз меньше, чем Чечня. Кстати, отрицательное отношение к офшорной зоне в Ингушетии высказывал и Владимир Путин.
Ахмат Кадыров, в свою очередь, выступает за введение льготных налоговых и таможенных схем, оставление республике большей части доходов от нефти, самостоятельность при заключении прямых договоров с зарубежными фирмами. Но как ни крути, в сумме эти предложения и есть "свободная экономическая зона".
Принятая на референдуме Конституция Чечни в ст. 58 предусматривает заключение между органами госвласти республики и федерации договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. В ст. 60 перечисляются предметы совместного с Россией ведения, в том числе владение, пользование и распоряжение землей, недрами, природными ресурсами; разграничение государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и сборов и др. Их-то и предстоит "разграничивать", и хотя чеченские источники стараются этого не признавать, республика попытается отспорить себе максимум полномочий. А как иначе сделать Чечню привлекательной для людей и денег?
Кстати, проект подобного договора был утвержден Борисом Ельциным в мае 1996 года. Возвращаться к нему, как заверили "Известия" и в Грозном, и в Москве, никто не собирается. Достаточно сказать, что в том проекте договора предусматривался особый статус Чечни, включая положения о суверенитете, праве на отдельное гражданство, наличии национального банка и участии в деятельности международных организаций. Вряд ли будет взят за основу и договор, подписанный в 1994 году с Татарстаном. В нем полномочия республики содержатся в 15 пунктах, совместные полномочия описаны в 23 пунктах и только 17 самых общих положений отнесены в ведение федерации.
Наконец, интригой остается и вопрос о сроках заключения договора. В чеченской администрации буквально поняли слова главы государства о том, что не надо откладывать политические процессы, и намереваются подписать с Москвой этот документ уже в мае. В аппарате помощника президента России Сергея Ястржембского вчера не смогли назвать сроки подписания договора. На днях федеральный министр Станислав Ильясов предположил, что на подготовку соглашения потребуется 7-8 месяцев, а подписание состоится после президентских выборов в Чечне.
С этой оценкой согласны источники "Известий" в Кремле. По их мнению, сначала необходимо сформировать в Чечне избранные органы власти. А проект будущего договора пусть станет основой предвыборной кампании кандидатов в президенты Чечни.