Cat Power. "You Are Free". Matador Records
Грустная поющая мышь из Атланты три года назад угостила нас пластинкой с набором странных кавер-версий всяких известных и не очень известных песен (там, в частности, фигурировало самое пессимистичное исполнение стоунзовской "Satisfaction", какое мне когда-либо приходилось слышать), а теперь набралась смелости и на новый альбом. Зовут ее Чен Маршалл, а "You Are Free" - ее шестая и, похоже, лучшая пластинка, занимающая выжидающую позицию где-то между Пи Джей Харви, Нико и Ириной Муравьевой: только гитара, только барабаны, тихий проливной фолк и усталые женские признания. Пластинка поразнообразнее предыдущих: иногда в динамики вплывают протяжные струнные или вибрирующее, как оконное стекло, пианино, а временами даже гремит какой-нибудь мощный аккорд. Сформировавшаяся в компании неизлечимых меланхоликов типа Smog, Маршалл продолжает свои тихие танцы к полному удовольствию собравшихся: редко, кому не нравятся заплаканные девушки.
"Nordic Days". Pias
Проходная коллекция труднодоставаемых раритетов (неизданные треки, би-сайды, ремиксы) от европейских актуальных артистов, сгруппированных по географическому признаку: брались те, что посевернее и поближе к морям. То бишь Исландия, Норвегия, Шотландия, Финляндия, север Франции... Имена частью примелькавшиеся (Sigur Ros, Mum, Goldfrapp, Gare Du Nord, даже Moby), частью - совсем неизвестные (Fickle, Obersoundz, Holymood, Loleness). Из холодных вод выудили несколько отличных песен: девушка из Fickle удачно напомнила, что была на свете такая группа Portishead, юноши из Magnet и Reindeer Section поскучали под гитару, а Loleness даже сделал изящный реверанс в сторону Jethro Tull. Конечно, они и на йоту не приблизились к эпическим Sigur Ros и Mum - но об этих-то чудных музыкантах мы и раньше имели некоторое представление. Да плюс еще немного не сильно запоминающегося хауса и электро. Получилось не очень-то ровно, и делать далеко идущие выводы - мол, вот ты какой, северный олень - вряд ли имеет смысл.
Pig In a Can. "You Can't Poison a Pig". Fedora Records
Блюзовый пенсионер и ветеран губной гармошки Трэвис Л. Блэйлок по прозвищу Гармоника Слим объединился с малоизвестными электронщиками с целью придать блюзу какое-нибудь новое измерение. Поначалу кажется, что затея не удалась: молодые дуремары нарулили старику крайне сомнительный звук и ритмы в духе Propellerheads, если не Nine Inch Nails. Но потом они неожиданно успокаиваются, а Трэвис, напротив, с каждым новым треком раздухаряется все больше и больше, так что добрая половина пластинки занята его старческими хрипами, шутками, перебранкой с музыкантами, с какими-то прохожими, уместной мелодекламацией ну и, разумеется, мощными корневыми блюзами, которые разом примиряют с идиотскими действиями саунд-инженеров и даже заставляют думать, что, может, так оно и надо. Несколько вещей, где дребезжащая слайд-гитара солирует поверх приличного минимал-техно, а настойчивый голос Трэвиса продирается сквозь многослойные эмбиент-шумы, хороши без всяких скидок - а особо хороши места, где никакой электроники нет и в помине. Почему, однако, нельзя отравить свинью, как настойчиво толкуют старикан и название пластинки, остается неясным.
"Гражданская оборона". "Трибьют, ч. 2". Мистерия звука
Вторая попытка разных групп примерить на себя музыку и слова Егора Летова. Известных среди них опять практически нет (да что ж такое!), исключения - "Король и шут", "Ник Рок-н-Ролл", "Бахыт-Компот" и Ольга Арефьева, и нельзя сказать, чтобы они справились с задачей лучше прочих. По счастью, ко второй серии некоторые команды догадались, что если уж не по силам освоить смысл и дух летовских сочинений, то можно хотя бы прицепиться к форме - благо и просто выдающихся мелодий на альбомах ГО в достатке. Из лучшего - старомодное, но довольно удачное техно-молотилово на мотив "Системы" ("Монти Пайтон"), красивая трип-хоповая версия "Красного смеха" ("Лифт") и аккуратно подрихтованное в сторону гитарной баллады "Все как у людей" ("Animal Джаz"). "Зоопарк" наконец-то превратился в ска ("Плюмбум"), кроме того, неожиданно сильно выступили девушки: Ирина Печегская из неизвестной мне группы "Сумерки" очень душещипательно затянула "Забота у нас такая" при поддержке небольшого электронного оркестрика, бодро проорала все тот же "Зоопарк" Ольга Чушь и, наконец, Юлия Теуникова представила вообще лучшую вещь на диске - погребальный вариант "Зорких окон" со стонущими почти в духе Tindersticks скрипками. Удобно еще и то, что все вышеперечисленное сгруппировано во второй половине диска, так что первую можно проматывать не глядя. Ну и отдельных слов заслуживает проект "Рысь и рыба", за которым скрывается музыкальный обозреватель журнала "Афиша" Юрий Сапрыкин, исполнивший "Сон наоборот" при поддержке людей из группы "Високосный год". Что-то у них там в журнале творится странное: кинокритики снимают кино, коллеги вот поют... Остается только позавидовать: вряд ли найдется музкритик, отказавшийся бы затянуть что-нибудь летовское, тем более такое. Как говаривал Жванецкий, "осуществляются мечты".
"Волга". "Выпей до дна". Exotica
Ну и в конце - не передать, какой отличный альбом проекта "Волга". Это аутентичный древнерусский фольклор, аранжированный в соответствии с духом времени очень правильными людьми, где за главного - ветеран отечественной инди-сцены Алексей Борисов ("Ночной Проспект", Fruits). И если дебютная пластинка "Волги" отдавала знатную дань экспериментальному прошлому музыкантов (колядки под довольно высоколобое техно), то "Выпей до дна" доступен всем и каждому, набит натуральными хитами и начисто убирает все, что на эту тему делалось у нас прежде. Почему "Волга" до сих пор не играет на радио вместо "Ивана Купалы" - этого я не могу понять.
< i>Компакт-диски предоставлены магазином "Пурпурный легион".