Автор - Дмитрий МАШОВЕЦ. Физик-экспериментатор. Кандидат физико-математических наук. Работает в Физико-техническом институте имени Иоффе. Живет в Санкт-Петербурге.
Люди нуждаются в общении с Богом. Одни делают это напрямую, они обращают свои молитвы и слышат божественные откровения или наблюдают чудеса, входят в транс. Таких людей немного. Другие стремятся познать Бога, изучая устройство мира. Они используют для этого естественные науки. Противоположности сходятся, и научное познание мироздания тоже есть форма общения с Богом.
Но большинство верующих для связи с Богом пользуется услугами церкви.
В древнейшие времена церковь использовала все пути общения с Богом, ее жрецы были и звездочетами, и прорицателями. Позднее естественные науки отделились от церкви, но она претендует на монополию в даре божественных видений.
В системе "Бог-церковь-человек" церковь выполняет функцию обеспечения двусторонней связи между Богом и верующими. И в этом она вполне подобна коммерческой компании связи - почтовой, телеграфной, телефонной или сотовой связи. (И проводов не видно!)
Церковь суть коммерческая структура. Любая церковь - от индивидуального предпринимателя (племенного колдуна) до крупной транснациональной корпорации (например, со штаб-квартирой в Ватикане) - живет не за счет Бога, а за счет верующих. Доходы поступают от них в виде налогов (десятины), добровольных пожертвований и - главное - через прямую куплю-продажу услуг связи с Богом. В церквах прихожане подают записки с именами усопших близких, чтобы батюшка молил Бога об их спасении; при этом вносится определенная плата - по таксе. Так покупается передача сообщения Богу по каналу связи, который считается надежнее, чем собственная молитва верующего. Предлагая платные услуги по крещению, бракосочетанию, поминовению усопших, отпущению грехов, церковь также предоставляет аренду связи с Богом.
Связь двусторонняя: в обратную сторону церковь передает сообщения Бога в самых разнообразных формах, широковещательно и индивидуально - в виде священных текстов, заповедей, проповедей, бесед, чудесных явлений, символов и т.д.
Как любая коммерческая компания, церковь ориентируется на
клиентуру: массовому небогатому пользователю, среднему классу, VIP-клиентам предлагается различный спектр услуг по различным тарифам.
Взаимоотношения церквей - древнейших из компаний связи - сильно усложнены тысячелетними наслоениями их истории. Все же в них легко выделить типы отношений, наблюдаемых в более простых системах: это и широкая рекламная деятельность (организация праздников, радио- и телеканалы, "только наша вера истинна"), и захват рынков - как силовой (религиозные войны), так и ползучий (миссионерство). При этом героизм и самопожертвование миссионеров не отменяют того, что их деятельность служит расширению рынка услуг, предоставляемых именно их церковью. Задача миссионера та же, что и коммивояжера: убедить потребителя в том, что именно эта церковь обеспечит абсолютно надежную связь с Истинным Богом.
При переходе собственности от одной церкви к другой ее приспосабливают к новым требованиям просто путем реконструкции. Айя-София в Стамбуле (бывшем Константинополе) снабжена минаретами - и служит исламу. А в г. Каменец-Подольский турки пристроили минарет к католическому собору, потом поляки вернули город, собор освятили заново, а минарет при нем так и остался. Это единственный в Европе костел с минаретом. Что ж, любой рачительный хозяин, захватив чужой город, использует почту как почту, телеграф как телеграф, а храм как храм - только адресаты меняются.
Стремясь к монополии, каждая церковь внушает своей пастве, что только и именно она обеспечивает единственно надежную связь с Богом. В этом она не гнушается и "черным пиаром". Приведу пример святой простоты: в одной телепередаче в дни православной Пасхи 2002 года священник говорил: "Кулич круглый. Круг - это символ совершенства, и в этом состоит послание Божье". (А какой формы были масленичные блины в языческую эпоху?)
В более сложной модели "Бог-религия-церковь-человек" различные религии, но признающие единого Бога, могут рассматриваться как разные стандарты связи - как, например, различные частотные диапазоны, используемые разными операторами...
А теперь о том, что подтолкнуло меня к этим экономико-научным параллелям и что, возможно, оправдает право на сухой анализ церковной практики.
В 1996-1998 годах я работал в физической лаборатории университета столицы Бразилии. Страна эта многорасовая, многоконфессиональная (официально считается самой большой католической общиной мира), расово и религиозно терпимая. Все наслышаны о карнавале (язычество), но Пасхальные мистерии собирают сотни тысяч верующих, а в большинстве католических соборов органа нет (дорого) - вместо него молодые люди поют гимны Богу, аккомпанируя себе на электрогитарах. (Различные церкви обеспечивают связь с Богом, ориентируясь на потребности верующих.)
Примерно в 50 км от столицы есть городок Vale do Amaneзer (Долина Рассвета) с Храмом Всех Религий. Перед храмом стоит огромная статуя Христа, а внутри него - алтари, тотемы и идолы всевозможных религий: христианские разных конфессий, мусульманские, индийские, китайские, буддистские, египетские, индейские, африканские. Кроме храма на берегах озера стоят китайская пагода, египетская пирамида, структуры со Звездой Давида. На улицах - то колонна крестоносцев в шляпах, сапогах с ботфортами, то процессия женщин в ярких одеяниях и с копьями в руках, шествующая где-то между пагодой и пирамидой. На автостоянку подъезжает машина, человек достает из багажника плащ крестоносца... У дома со спутниковой антенной женщина ведет за руку ребенка, в другой руке у нее копье... Люди сами выбирают способ общения с Богом, это их право, в этом реализуется свобода совести.
В кафе около храма множество людей. За соседним столиком молодой человек стучит по клавиатуре компьютера. Прислушавшись к нашему разговору (мы трое путались между португальским и русским), он подходит и с поклоном подает листок бумаги, на котором напечатана фраза: "A fй que nega a ciкncia й tгo inъtil quanto a ciкncia que nega a fй.
Tia Neiva.".
Эта фраза принадлежит Тетушке Нейве - основательнице храма, которому лет 30 (город Бразилиа был построен в 1960 году): "Вера, отрицающая науку, столь же бесполезна, как наука, отрицающая веру".