По данным кафедры медицинского права Московской медицинской академии им. Сеченова, в 2002 году в московских судах рассматривалось более 1200 исков, предъявленных пациентами. То есть практически по одному делу на каждое столичное лечебное учреждение. Но это неполная статистика. Она учитывает лишь случаи, касающиеся лечения по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС). Нарушения, связанные с оказанием медицинской помощи на платной основе (ДМС), а также многочисленные случаи, не дошедшие до суда, остаются за кадром.
Права на хождение
Москвичка Ольга С. и участковый терапевт не "сошлись характерами". По словам Ольги, врач отказывался ей объяснять, на основе каких именно сведений он поставил диагноз, и не дал направления на те исследования, которые, по мнению пациентки, были в этом случае необходимы. Конфликт ничем не закончился: высказав друг другу взаимные претензии, врач занялся следующим пациентом, а Ольга пообещала подать на него в суд. Понятно, что "суд" в данном случае упоминался лишь для красного словца. Ольга должна была действовать иначе. Устраивать дебаты на приеме у лечащего врача ни к чему. Но и ходить за правдой за три моря не нужно. Достаточно прийти в кабинет главного врача и изложить свою претензию.
- Любой пациент может в письменном виде изложить администрации свои жалобы, - рассказывает Игорь Галь, главный врач московской поликлиники № 107. - Интересно, что вопросы о неправильных, с точки зрения пациентов, методах лечения и низком качестве медицинской помощи встречаются нечасто. Обычно люди интересуются бесплатными лекарствами и очередностью предоставления медицинских услуг. В нашей поликлинике информация о правах пациентов вывешена около регистратуры, рядом с графиком приема врачей.
Однако в действительности такой доброжелательный подход к претензиям пациентов скорее исключение, чем правило. А уж когда дело касается информирования пациентов об их правах, медперсонал зачастую воспринимает это как нечто совершенно излишнее:
- Предоставление информации пациентам об их правах не входит в круг обязанностей врачей, - считает Николай Журилов, заведующий учебной частью кафедры медицинского права Московской медицинской академии им. Сеченова. - Если больной не знает, что он может отказаться от услуг районного терапевта, если тот чем-то его не устраивает, и обратиться с заявлением к главному врачу поликлиники, чтобы ему предоставили другого специалиста, это проблема самого пациента. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", где прописаны все права пациентов, каждый вполне может изучить самостоятельно.
Информировать пациентов об их правах вменяется в обязанность медицинским страховым компаниям, по чьим полисам и предоставляется лечение. Они же занимаются и разбором жалоб, которые по различным причинам не в состоянии рассмотреть администрация лечебных заведений.
- В любой страховой компании, предоставляющей пациентам полисы ОМС или ДМС, есть свой отдел медицинской экспертизы, - рассказывает Мария Протасова, сотрудник Центра медицинского страхования компании "Росно". - Он занимается медицинской экспертизой застрахованных. При необходимости отделом привлекаются независимые эксперты.
Если у клиента есть вопросы или претензии к качеству оказанной
медицинской помощи, ему следует написать жалобу в страховую компанию. Ежемесячно заявления рассматриваются на комиссии по жалобам при участии сотрудников отдела медицинской экспертизы.
Истина в вине
Когда речь заходит о действиях врачей, повлекших реальную угрозу жизни и здоровью пациента, поиски истины могут завести в тупик. В таком случае надежнее действовать через юридически подкованные независимые организации по защите прав потребителей или пациентов. Но даже им сложно доказать вину медицинского работника.
- Очень часто прокуратура вообще отказывается возбуждать дела по заявлениям потерпевших, - рассказывает Александр Саверский, президент "Лиги защитников пациентов". - К нам обращается пациент, которому медицинская помощь была оказана некачественно. Причем в большинстве случаев вина врачей (по анализу записей, сделанных в медицинской карте и прочих медицинских документах) видна даже непрофессионалу. Мы пишем заявление в прокуратуру. Она, в свою очередь, направляет запрос в Минздрав России на проведение служебного расследования по изложенным фактам. В большинстве случаев резюме таких экспертиз написаны будто под копирку: комиссия провела проверку, нарушений не установлено. В результате прокуратура отказывает в возбуждении дела.
- Парадокс заключается в том, - продолжает Александр Саверский, - что Минздрав и все подвластные ему структуры (городские комитеты здравоохранения, сами лечебные учреждения и т.д.) подвергают экспертизе сами себя! Медицинские экспертные бюро, через которые проходит львиная доля всех медицинских экспертиз, опять-таки относятся к Минздраву. Естественно, все ошибки и просчеты в тактике лечения всегда можно объяснить индивидуальными особенностями течения болезни и тем, что пациент не выполнял все предписания врача. Но правда ли это? Замечу, что связанные с Минздравом учреждения не являются процессуальными фигурами и не несут ответственности за дачу ложных показаний. Стоит ли пациентам при таком положении дел надеяться на благоприятное решение суда?
По словам Александра Саверского, в 2000 году московские суды провели чуть более 820 судебных заседаний, из них пациентами выиграно чуть более трети, причем основная часть таких исков связана со смертельным исходом. Если же в результате лечения пациент выжил (пусть даже в значительной мере утратил здоровье), добиваться правды через суд бессмысленно. В качестве исключения можно привести Пермский медицинский правозащитный центр, сотрудникам которого удалось добиться, что все медицинские экспертизы проводят действительно независимые организации. Результат фантастический: из 100 ищущих правды пациентов добиваются положительного исхода разбирательства больше 80% истцов.
Юристы смотрят на эту проблему иначе:
- Лично я отстаивать в суде права пациентов вообще не стал бы, - говорит Николай Журилов. - Этим занимаются только молодые юристы, желающие сделать себе имя на громких разбирательствах. Недовольство пациентов по большей части не имеет под собой реальных причин. Даже из всех доходящих до Минздрава жалоб на медиков 2% претензий никакого отношения к истинным нарушениям не имеют. Их пишут люди с психическими отклонениями. Мне больше по душе отстаивать интересы врачей - у них множество обязанностей и гораздо меньше прав.