Киевский центральный почтамт на главной улице - Крещатике - место с тяжелой памятью: в нем, историческом, несколько лет назад обвалился фасад, похоронив под собой людей. Сейчас почтамт отремонтировался, модернизировался и стал работать по-новому.
Сергей Скляренко, начальник киевской дирекции "Укрпочты", показывает мне свои владения, выкрашенные в национальные сине-желтые цвета с эмблемами - голубыми почтовыми рожками. Державных гербов-тризубцев нигде не видно: почта - отдельное государство.
- Теперь все киевские отделения будут одинаковыми: пол - синий, панели - желтые, мебель - спелая вишня, - рассказывает Скляренко.
В почтамтских отсеках - одни женщины. На этажах даже нет мужских туалетов: не для кого.
Софья Куропятник, лет 20 с полвосьмого утра до полчетвертого дня сортирующая почту, говорит, что особенно ее достают газеты - их 5 тысяч на Украине выходит. И все, как ни странно, кто-то выписывает. А самый читающий человек в стране - ее президент. "Больше 100 газет ежедневно ему пакуем. И премьер тоже периодикой интересуется, у него пачка чуть меньше, но тоже
толстая".
Почтальоншам повезло: теперь им вышло послабление - не бегают по округе с толстой сумкой на ремне, а возят мешки на машинах. Естественно, сине-желтых. Правда, это не родные "Запорожцы", а "Вольво" и "Ситроены".
Это главный прорыв украинской почты, полностью отказавшейся от железнодорожных перевозок и сосредоточившейся на автомобильных. 20-тонные грузовики с прицепами ездят по всей Украине. Средний срок доставки почты - 3 дня. 2 - если область центральная и 4 - если окраинная, как Луганская, которая от Киева дальше, чем Москва.
Фургоны бороздят свыше 600 тысяч украинских квадратных километров. На запасном пути почтовики держат только два вагона. Один - для Ужгорода: когда в Карпатах идет снег, машины не могут перебраться через горный перевал. Второй - для Москвы.
Из 470 миллионов писем, ежегодно отправляемых украинцами, в Россию идут 2-3 процента. "Они так сложно добираются - сначала поездом до Москвы, потом - до Брянска, а оттуда - по всей России".
Чтоб избавиться от российских сложностей, киевляне совместно с московскими коллегами организовали "Экспресс-почту" - письмо должно добраться до адресата за три дня. Услуга дорогая - вместо обычных 7 центов - 10 долларов. Как человек, отправлявший такое послание, утверждаю - оно дошло на добросовестный пятый день.
На своей территории украинцы избежали этих брожений. В Киеве всю почту не ссыпают в одну "корзинку", а делят на четыре, говорит начальник отдела технологии киевской дирекции "Укрпочты" Татьяна Лагута. "Мы расформировываем корреспонденцию по четырем почтамтам, оттуда - по областным и районным центрам. Задержки случаются только в дальних селах".
Сколько ни ходила по этажам почтамта, так и не обнаружила легендарных машин, считывающих с конвертов индексы. "Да нет таких автоматов, - разводят руками женщины в синих робах. - Года три, как отменились".
- Все письма на Украине сортируются вручную, - рассказывает Скляренко. - Автоматы раньше поставляли из Ахтырки, но тамошнее предприятие переквалифицировалось на нефтяное оборудование. Мы в отличие от России не страдаем от ручной сортировки: заменили шестизначные индексы пятизначными, их читать быстрее.
В праздники почта не захлебывается от вала писем и поздравлений. Люди перестали любить друг друга по почте. Зато шлют конверты с судебными исками. В основном отправления крутятся в пределах одного города, а то и района - жалобы, повестки и прочие "тяжбы".
Тут она - монополист. Из всех прочих ниш ее вытесняют конкуренты. Известные в мире DHL и "Федерал экспресс" занимаются международными перевозками. Курьерские службы - внутригородскими. Они взяли на себя половину переписки юридических лиц. Державная почта теперь вынуждена крутиться и зарабатывать сама на себя - от государства она не видит ни гривны дотаций.
Захожу в заштатное отделение на киевской окраине - с евроремонтом, стеклопакетами и подозрительно приветливыми дамами в окошках. Их, пенсионерок, модернизировали - не только заставили улыбаться, но и усадили за компьютеры. Теперь они управляются с
интернет-центрами, появившимися практически на всех почтах.
Заслуженных почтальонш малых городов "Укрпочта" приучила к невероятному - приему "гибридных писем". "Из Киева человек шлет факс в райцентр, его там пакуют в конверт и быстро доносят до села. Время в пути - максимум два дня", - гордится Скляренко.
Из-за нищих державных тарифов почта зарабатывает на письмах лишь 45 процентов своего бюджета. Остальные 55 придумывает, где взять. Стала обслуживать банковские пластиковые карточки, переводит пенсионеров на кредитки, торгует фотопленкой, печатает карточки, отсылает электронные денежные переводы.
А вообще-то почта ушла на мыло. Как говорит Скляренко, "мы открыли новые услуги "Мыло - почтой", "Табак - почтой", "Удобрения - почтой" и возим этот товар по селам. Ничего - вышли на 15 процентов рентабельности".