Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Политолог указал на невозможность европейских стран заместить помощь США Украине
Общество
Глумившиеся над терактом в «Крокусе» девушки задержаны
Авто
Названы опасные ошибки водителей в морозы
Мир
Патрушев указал на личную выгоду США в эскалации в Персидском заливе
Армия
Белоусов указал на продвижение ВС РФ на богуславском направлении
Авто
Стала известна цена нового кроссовера Xcite петербургской сборки
Мир
В китайском Чжухае автомобиль въехал в толпу
Экономика
Эксперт указал на рост стоимости газа в Европе из-за ожидания холодной зимы
Мир
В Германии назвали три года правления коалиции Шольца катастрофой
Мир
Эксперт оценил возможность высылки Трампом принца Гарри из США
Мир
За полчаса по Израилю было выпущено 90 ракет со стороны Ливана
Мир
СМИ рассказали, что чиновники минюста США боятся мести со стороны Трампа
Происшествия
Мумифицированное тело женщины обнаружили в квартире на юго-востоке Москвы
Мир
Дания и Украина заключили соглашение о закупке вооружения для ВСУ
Мир
СМИ сообщили о надежде Киева на завершение конфликта в ближайшие месяцы
Политика
В Госдуме указали на готовность Киева терять тысячи людей в интересах политики
Армия
Су-35С ВКС РФ выполнили воздушное прикрытие экипажей в Курской области
Экономика
Российской экономике не хватает 2,7 млн работников

Можно забыть о столичном снобизме

В разгар зимнего сезона, когда туристов в городе немного, в Ярославле затеяли очень домашний музыкальный фестиваль. В него вошли хоровая, колокольная, органная и симфоническая музыка - то, что ярославцы любят больше всего. Так уж получилось, что местные меломаны предпочитают монументальные жанры. Хором в Ярославле поют в школах, дворцах культуры и церквях. Иногда достигают при этом международного признания. Колокола - вообще фирменная достопримечательность города
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
В разгар зимнего сезона, когда туристов в городе немного, в Ярославле затеяли очень домашний музыкальный фестиваль. В него вошли хоровая, колокольная, органная и симфоническая музыка - то, что ярославцы любят больше всего. Так уж получилось, что местные меломаны предпочитают монументальные жанры. Хором в Ярославле поют в школах, дворцах культуры и церквях. Иногда достигают при этом международного признания. Колокола - вообще фирменная достопримечательность города. С колокольным звоном тут такие теплые отношения, что переносная звонница (весом около 1000 кг) есть даже в филармонии, а самым приветливым ярославским музеем считается частная коллекция Джона Мостославского, в которой среди прочего содержится две с половиной тысячи колокольцев. Остальные две привязанности - оркестровую и органную - можно объяснить человеческим фактором: наличием эффектного главного дирижера Ярославского оркестра Мурада Аннамамедова и деятельной "хозяйки ярославского органа" (как ее практически официально именуют в фестивальном буклете) Любови Шишхановой. Шишханова - одна из главных инициаторов нового фестиваля. Ее редкий для России инструмент предполагает великолепную репертуарную осведомленность - не играть же круглый год одного Баха. Поскольку программа "Сретения" вообще ограничена русской музыкой, то кругозор тут имеет решающее значение. Русская музыка для органа - вещь экзотическая, но возможная. Один из ее замечательных и практически неизвестных образцов - "Братское поминовение" Александра Кастальского, среди устроителей фестиваля называемое также "Военно-полевым реквиемом" (он был написан в 1915 году, но его первая редакция, исполнявшаяся в Ярославле, была обнаружена только в 1998-м). Если одна из задач фестиваля - сыграть что-нибудь любопытное на органе (в программе были, например, органные номера из "Полифонического концерта" Юрия Буцко и специально написанные по такому случаю Четыре романса для хора, колоколов, органа и фортепиано Юрия Потеенко), то другая задача - соединить несоединимое, связать прошлое с настоящим ("сретение" - значит "встреча"). Эта идея, с которой легко соскользнуть в опасное морализаторство, в Ярославле проводится корректно и достойно. Когда хрупкий местный детский хор поет французские тексты Бенуа де Дарделя на музыку все того же Буцко, а следом голосистый московский коллектив Андрея Кожевникова исполняет программу от Бортнянского до профессора Московской консерватории Романа Леденева - связь поколений кажется вполне реальным фактом. И, наконец, при всей своей просвещенности и изощренности организаторы фестиваля вряд ли не ставили себе задачи просто доставить удовольствие публике. Самым популярным номером фестивальной программы стала музыка молодого Чайковского к "Снегурочке" в исполнении местного оркестра, хора Московского института имени Шнитке, солистов и мастера художественного слова Нины Токаревой (в общем-то главной героини представления). Исполнять этот номер довольно сложно ввиду разорванности на отдельные музыкальные номера. В Ярославле не побоялись показать это сочинение в жанре, больше всего напоминающем старые советские радиоспектакли, - сколь наивном, столь и тщательно проработанном. Вышло необыкновенно трогательно и увлекательно. Ни в какой Москве такого не услышишь - просто потому, что в Москве этот жанр считается давно умершим. Прослушав программу фестиваля "Сретение", вообще приходится распрощаться со столичным снобизмом. Как бы парадоксально это ни звучало, но "Сретение" - фестиваль, который не может себе позволить такой город, как, скажем, Москва. В Москве может быть роскошный Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, но "Сретение" Москве не потянуть. Для нее он слишком серьезно, с подробной музыковедческой честностью придуман, он слишком непомпезен (у "Сретения" единственный спонсор - местное отделение БИН-банка) и слишком укоренен в местных традициях. За таким фестивалем, который должен стать теперь ежегодным, придется ехать в Ярославль. Причем зимой.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир