В школе, где учится мой сын, грипп одним махом скосил сразу двух основных предметников - математика и словесницу. В результате его восьмой класс в течение трех недель оставался без алгебры, геометрии, русского языка и литературы. Потом заболели англичанка и физичка. Теперь гриппуют дети.
- Мы стараемся отложить объяснение нового материала, если видим, что полкласса болеет, - как правило, повторяем пройденное, - говорит Наталья Кропачева, завуч одной из московских школ. - Но если ситуация затягивается, а школу на карантин не закрывают, детям приходится туго. На прошлой неделе, например, вышедшие после болезни семиклассники сразу оказались на контрольной по алгебре. На этой неделе они должны изучать новую тему - "Линейные функции". Тема сложная, самостоятельно детям не справиться. Из-за геометрии учителя волнуются меньше - признаки параллельных прямых даже больному семикласснику по силам. По физике в седьмых классах сейчас проходят атмосферное давление, это можно освоить с помощью учебника. А вот восьмиклассникам придется сложнее: им в ближайшее время предстоит изучать закон Ома - тему, которая, по словам учителей физики, вызывает трудности у большинства школьников.
Проще всего догнать одноклассников ученикам начальной школы - разумеется, с помощью родителей или бабушек. Однако эрудиции даже самой образованной и начитанной бабушки вряд ли хватит, чтобы подтянуть по всем предметам старшеклассника.
- Сейчас по истории в девятом классе - "Холодная война", в этой теме трудно разобраться и взрослому. А в 10-11-х классах программа такая насыщенная, что, если запустишь, уже не догонишь, - продолжает Наталья Кропачева. - В шестом классе и темы попроще, и в учебнике Данилова и Косулиной материал изложен достаточно хорошо, поэтому ребенок способен разобраться сам.
Как это ни удивительно, пожалуй, труднее всего поддается самостоятельному изучению предмет под названием "Русский язык".
- Родители сегодняшних школьников в свое время учились так, что объяснить своим детям теорию не могут, - говорит Елена Лысенко, учитель русского языка московской школы № 1883. - В девятых классах, например, мы сейчас изучаем тему "Бессоюзное сложное предложение", и если те 12 человек из 35, которые пока ходят на уроки, может, и научатся правильно расставлять знаки препинания, с остальными придется заниматься отдельно. Шестиклассники в феврале проходят степени сравнения прилагательных. Самостоятельно они эту тему тоже не усваивают.
Единственный выход для тех, кто не хочет, чтобы у ребенка образовался невосполнимый пробел в школьных знаниях, - искать помощь на стороне. Можно обратиться к учителям родной школы. Многие из них не откажутся позаниматься с ребенком дополнительно и бесплатно. Организуют, например, для группы отстающих так называемый "нулевой урок". Это когда дети приходят в школу в полвосьмого, долго зевают и потом целый день ходят вареные, не воспринимая ничего сложнее, чем "дважды два четыре". Или предложат остаться на дополнительные занятия после уроков, что тоже вряд ли пойдет на пользу ослабленному гриппом школьнику.
За отдельную плату в удобное время с отстающими могут позаниматься учителя русского и иностранного языков, математики, в выпускных классах - физики и химии. Остальные школьные предметники индивидуальных уроков, как правило, не дают. Искать учителей придется через знакомых или в агентствах по найму персонала.
- Подтянуть ребенка по любому предмету в сжатые сроки можно, - говорит Лариса Воскресенская, директор кадрового агентства "Погода в доме". - Краткосрочный контракт заключается на месяц, учитель приходит на дом в удобное время и занимается два-три часа в день. Стоит это приблизительно $3 за час, в выпускных классах дороже. Занимаются с детьми школьные учителя, исключение - преподаватели иностранных языков. Если учитель понравится, можно продлить договор. К сожалению, эта услуга не пользуется широким спросом: родители надеются на авось, а перед экзаменами вынуждены обращаться к репетиторам, которые берут с выпускников уже по $10-15 за час.