"Всякий нормальный человек - правый, только он не всегда об этом знает". Это заявление прозвучало на презентации Серафимовского клуба - организации, заявленной для создания ни много ни мало "чертежа грядущей России". Заниматься этим черчением призван цвет отечественной аналитики.
Серафимовским клуб назвали, следуя отеческой традиции давать ребенку имя, посмотрев в святцы. Так сложилось, что 15 января, когда был опубликован меморандум клуба, был день святого Серафима Саровского. Впрочем, даже более подходит организаторам древнееврейское значение имени Серафим - огненный ангел, поскольку половина из них регулярно жжет глаголом сердца телезрителей в программе "Однако".
По сложившейся со времен советской власти традиции путаница с политическими понятиями продолжилась и в истории с созданием Серафимовского клуба. Большинство его организаторов (в число которых вошли такие известные публицисты, как Александр Привалов, Максим Соколов, Михаил Леонтьев и Валерий Фадеев) имеют среди политизированной публики репутацию консерваторов. Но не в смысле "приверженности ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому в общественной жизни, науке, технике, искусстве", как сообщает "Большая Российская энциклопедия" 2001 года. Им скорее ближе дореволюционный Малый словарь Брокгауза и Ефрона, который содержит более позитивное определение консерватизма: "направление в политике, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, в противоположность либерализму, требующему необходимых улучшений и реформ".
Однако ни одному из этих определений заявленные на презентации цели клуба не соответствуют. По мнению главных "серафимов", сейчас решается судьба Отечества, и посему не время спорить о вещах вроде реформы ЖКХ или изменения размера единого социального налога. "Нужно отвергнуть негативную политику страха и бессмыслия и принять позитивную политику роста", - утверждается в их меморандуме. То есть все-таки замышляются очередные реформы, пусть и противоположные тем, которые осуществлялись до сих пор.
Михаил Леонтьев, обозвав политику нынешнего правительства "вопиющим убожеством", так определил задачи клуба: в рамках еженедельного мониторинга мы будем вырабатывать и публиковать точку зрения по самым злободневным вопросам.
Видимо, рамки передачи "Однако" на данном этапе стали уже тесноваты для ее ведущего (и ограничиваться ими уже не представляется возможным). Следующая цель клуба - создать новую экономическую доктрину и предложить свой проект в области образования - выглядела намного более осмысленно.
- Мы не отвечаем ни за что, кроме формирования внятной повестки дня, - пояснил корреспонденту "Известий" Александр Привалов. - Поэтому Гайд-парка у нас не будет. Нужно создать площадку, на которой невозможно будет заниматься мелочами.
Тем временем президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, который и "сам себе", как известно, Серафим, откровенно ерничал, заметив во всеуслышание, что "в Серафимовском клубе, наверное, хороший фейс-контроль, который не пропустил сюда Чубайса, Явлинского и представителей СПС". В ответ Валерий Фадеев совершенно серьезно пояснил, что "Яблоко" - это партия труда, поэтому свободные рыночники "серафимовцы" "не считают нужным с ней общаться". А СПС, по его словам, вообще "путаная партия, которая сама рынка боится". Чубайса решили всуе (или от греха) не поминать.
Язык не повернется сказать что-то безнадежно-критическое в адрес организаторов клуба, поскольку они собрали под свои знамена действительно авторитетных экономистов, политологов, журналистов, философов и социологов. Очень хочется пожелать им удачи в "черчении новой России". Даже несмотря на то, что в последние годы опыт создания подобных организаций показывает: слишком уж многие из них со временем вырождаются в место для говорильни. Впрочем, в начале все же всегда было слово.