В субботу - Международный день толерантности. 7 лет назад ЮНЕСКО приняло декларацию о принципах толерантности и торжественно провозгласило отмечать день толерантности 16 ноября.
Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись президент Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. На формирование установок было запрошено около миллиона долларов бюджетных денег.
Прошло полсрока рассчитанной на 5 лет программы. Что же за это время и за эти деньги произошло с нашими установками? Стали ли мы толерантнее или наоборот? Об этом разговор с "идеологом" этой программы, социологом Леокадией ДРОБИЖЕВОЙ и ее "администратором" Евгением ГОНТМАХЕРОМ.
- Что такое толерантность? Терпимость по отношению к людям другой национальности, расы, положения, веры?
- В каждом языке под этим словом понимается разное: у европейцев -- терпимость к мнению другого, у китайцев - великодушие, а у арабов, например, - милосердие, снисхождение... В русском языке идентичным понятием является слово "терпимость".
- Как возникла эта проблема в нашей стране?
- Россия демократизировалась, появилось большее социальное многообразие по сравнению с тоталитарно устроенным социумом. На место рабочих, крестьян и интеллигенции пришли богатые, бедные, мигранты (раньше их были единицы, теперь же они стали ключевым элементом общественного механизма). Вообще эта проблема стала актуальна сразу после начала масштабных перемен в нашей стране: вспышки межэтнического насилия в Баку и Сумгаите, межэтнический конфликт начала девяностых в Туве, неутихающий очаг розни на Северном Кавказе. В России пики нетолерантности приходились на кризисные моменты 1991 и 1998 годов.
- Сейчас толерантность в российском обществе растет или снижается?
- Уровень политической толерантности вырос на 10 процентов: ровно настолько увеличилось количество людей, готовых мириться с другими взглядами. Уровень межэтнической толерантности остается достаточно высоким. Резко выросли только антикавказские настроения. Антисемитские держатся на уровне 8-10 процентов. Поколенческая толерантность возрастает, а толерантность по отношению к власти, наоборот, уменьшается.
Сейчас одна из самых актуальных проблем - это формирование позитивного образа русских в глазах представителей иных культур. Часто русские находят свою национальную идентичность в негативном, ксенофобическом отношении к "инородцам".
- На что идут деньги из федеральной программы по воспитанию толерантного сознания?
- Значительная часть этих средств передается Министерству образования. Деньги на исследования и на работу по этой теме выдаются на основе конкурса. Пишутся учебники, проводятся научные исследования по этой проблеме, организуются тренинги по поведению в полиэтническом обществе для школьных учителей, работников МВД, а также мигрантов с высоким уровнем негативизма по отношению к принимающей их общественной среде. Деньги под свои гранты получают психологи, этнологи, социологи для теоретической и практической работы. Школы получали гранты для работы с учащимися, для разработки и участия в образовательных программах по воспитанию терпимости, привыкания к многообразию мира.
- Однако перемены в реальной жизни не очень заметны. Кто из нас встречал толерантного милиционера? Кому, по-вашему, нужна сейчас "скорая помощь" по этой проблеме?
- Группа риска - гастарбайтеры, преимущественно из кавказских республик. Нужно проводить разъяснительную работу среди населения, объяснять людям, почему присутствие этих людей не только юридически законно, но и экономически необходимо. Работать в школах, доказывать, что ребята с "другими" фамилиями ничем не хуже и не лучше русских детей.
- Толерантность в обществе обеспечивается традицией, культурными корнями или общечеловеческим цивилизационным развитием?
- Нетолерантных национальных или религиозных культур нет. В любой культуре есть традиция миротворчества.
А что вы думаете об этом?