Ори во все глаза
Столетие великого актера и режиссера Эраста ГАРИНА "Известия" собираются отмечать особо. Сегодня мы печатаем отрывки из воспоминаний о нем Анатолия ПАПАНОВА:
- Я работал в Московском театре сатиры, когда стало известно, что Эраст Павлович собирается ставить у нас спектакль... И вот Гарин приходит в наш театр, чтобы поставить "Тень" Е. Шварца, а затем спектакль "12 стульев", в котором мне довелось участвовать... На его репетиции приходил весь театр...
Искусство, если хотите, было его религией. А это всегда воздействует на окружающих, никого не оставляя равнодушным... Потому-то его репетиции были настоящим праздником. У него была своя, неповторимая лексика, необычайно образная речь, оригинальный, самобытный юмор.
Иногда одной репликой Эраст Павлович мог подсказать пластическое решение, атмосферу всей сцены. Например, так он охарактеризовал мебель - 12 стульев - в спектакле: "У них ведь мебель кусается: куда ни сядь - везде клопы..." Или Аросевой: "Ольга, ори во все глаза, когда происходит сбор этой публики!" То есть по роли слов нет, но когда публику собирают, ори во все глаза". Это гаринское...
Эраст Павлович выслушивал все доводы, был очень внимателен к замечаниям актеров. У нас, артистов, есть такой термин: актеру "жмет". В таких случаях Гарин сам проигрывал сцену. "Да, тут немножко неудобно, давай так". И покажет. После его показов мы частенько говорили: "Эраст Павлович, вы уж лучше нам не показывайте, после вас играть невозможно..."
И еще одно: Гарин был профессиональным человеком, производственником. Спектакль нужно выпустить в срок - и он это делал. И не было вокруг никакой суеты, паники. У нас сейчас существует специальный штаб по выпуску спектакля. А Эраст Павлович, бывало, скажет: "Почему не готова декорация? Позови сюда Якова Семеновича. Яков Семенович, когда будет декорация? Не обманешь?" - "Не обману". И не обманывал, потому что Гарина нельзя было подвести...
Своей игрой как партнер он способен был поставить тебя в предлагаемые обстоятельства, в которых ты чувствовал себя раскованно. Часто говорят: чем талантливее актер, тем труднее с ним играть. Да наоборот!..
Эраст Павлович очень волновался, когда приходил на площадку. Нервничал. Ночь не спал. Репетировал. Приходил раньше всех. Всегда. Я не помню случая, чтобы Эраст Павлович опоздал. Он не позволял себе этой роскоши, как некоторые...
А как Гарина любили в Театре киноактера! Его никто никем не назначал, не делал ни худруком, ни главным режиссером. Никакой такой должности у него не было, чтобы перед ним шапку гнуть. Нет! Просто его уважали. От чистого сердца!
...Как он с актерами разговаривал, какие меткие замечания делал: "Ты ей в глаза смотри, ведь раньше люди в глаза друг другу смотрели и в альбом стихи писали. Это не то что сейчас - телеграммы отбивают: "Я тебя люблю", и вся почта об этом знает".
А что вы думаете об этом?