Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров сообщил о переговорах с США по банковским переводам
Армия
ВС РФ взяли под контроль дорогу Суджа – Рыльск в ходе освобождения Свердликово
Экономика
Дмитриев заявил, что возвращение американских компаний в РФ не будет простым
Мир
В Словакии осудили двойные стандарты ЕС в вопросе транзита российского газа
Мир
МИД Канады отверг поддержку присоединения России к G7
Политика
Захарова назвала переговоры США и РФ началом работы по решению глобальных проблем
Политика
Минобороны России и Индии подписали соглашение о сотрудничестве
Мир
Матвиенко заявила о планах Эфиопии принять участие в торжествах к 80-летию Победы
Мир
Дмитриев сообщил о переговорах РФ и США по сотрудничеству в Арктике
Мир
Маск раскритиковал траты США на оборону Европы
Общество
Водитель выиграла суд у администрации Тамбова из-за нападения бездомного пса
Мир
В США приостановили прием заявлений от мигрантов с Украины
Мир
Трамп указал на отсутствие отчетности о деньгах по украинскому конфликту
Армия
Минобороны сообщило о девяти ликвидированных БПЛА над регионами России
Мир
ЦИК Абхазии назначил второй тур выборов президента на 1 марта
Общество
РЖД будут обнулять персональные карты лояльности у дебоширов
Армия
В музее ВС РФ открылась выставка об истории армии России и СВО

Хлеб на мели

В этом году экспорт российского зерна по разным прогнозам должен составить от 8 до 10 млн тонн. А мощности специализированных комплексов по перевалке зерна в российских портах позволяют переработать лишь 2,22 млн тонн в год. Экспортерам вновь придется пользоваться услугами зарубежных портов, расположенных в бывших советских республиках. Зернотрейдеры прогнозируют, что дефицит перевалочных мощностей морских портов может разрушить благоприятно складывающуюся экспортную ситуацию. Однако в Минтрансе заявляют, что в российских морских гаванях полным ходом идет строительство зерновых терминалов, и моряки готовятся к отправке рекордных урожаев
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Правда, это светлое будущее наступит лишь в 2010 году, когда порты будут способны переваливать до 13 млн тонн в год Экспортировать зерно Россия стала совсем недавно. Глава Минсельхоза Алексей Гордеев считает необходимым развивать это направление, приносящее государству большие доходы. "В 2001 году мы экспортировали 5 млн тонн зерна, это - $500 млн для бюджета", - сказал "Известиям" вице-премьер. Аналитики аграрного рынка считают, что Гордеев явно поскромничал. "В прошлом сезоне Россия экспортировала 7,4 млн тонн зерна", - сообщил "Известиям" руководитель аналитической компании "МТС-Зерно" Роман Сочава. Аналитические компании прогнозируют, что в этом году реальный объем зернового экспорта составит примерно 10 млн тонн. По данным компании "МТС-Зерно", за первые два месяца сезона Россия экспортировала более 2,2 млн тонн. При этом зерновики предполагают, что экспорт натолкнется на технические барьеры. По словам руководителя аналитического центра группы компаний "ОГО" Юрия Гнатовского, одна из проблем заключается в том, что все основные портовые мощности бывшего СССР остались на Украине. "Сейчас, конечно, ситуация начинает меняться, но до кардинального улучшения еще далеко", - говорит он. Заместитель гендиректора зерновой компании ГК "Русагро" Антон Малинкин считает, что пропускные возможности внутрироссийских портов истощены. "По нашей оценке, через существующие портовые элеваторы можно переваливать не более 6 млн тонн в год, - говорит он. - А собранный урожай и переходящие остатки прошлого года позволяют России уже в текущем году поставить на мировой рынок не менее 15 млн тонн". Беда еще и в том, что российские порты никогда не специализировались на перевалке зерна. "В морские порты сложно завезти вагоны, так как там постоянно находится много эшелонов с другими грузами", - говорит Юрий Гнатовский из "ОГО". Да и самих вагонов не хватает. "МПС не готово перевозить зерно в том объеме, который необходим рынку", - считает Антон Малинкин из "Русагро". По его мнению, пора начать работу по государственной программе развития морских портов: "Государство должно субсидировать порты, так как от этого в итоге зависит место России на мировом рынке зерна". А в Минтрансе "Известиям" заявили, что программа уже реализуется. В Таганроге введен в строй терминал, который позволит местному порту увеличить мощность перевалки зерновых на 45 тыс. тонн в месяц. По словам генерального директора Таганрогского морского порта Сергея Козлова, до конца года порт рассчитывает переработать около 1,6 млн тонн грузов. "В прошлом году мы не работали с зерном, - сказал он "Известиям". - А сегодня зерно составляет четверть в общем грузообороте порта. Для нас это важный и перспективный груз". Готов приступить к перевалке зерна и порт Восточный во Владивостоке. Груз пройдет через Восточно-Уральский терминал, оснащенный двумя технологическими линиями производительностью 215 тыс. тонн в сутки каждая. Транспортировка зерна на Дальний Восток стала более выгодной после введения 19 сентября 50-процентной скидки от железнодорожного тарифа для перевозок грузов на расстояния, превышающие 3000 км. "Действующая у нас технология прямого варианта "вагон - судно" (исключает элеваторы. - "Известия") соответствует всем требованиям перевалки зерна, - сказал нам генеральный директор ОАО "Восточный порт" Владимир Попов. - При благоприятной погоде Восточно-Уральский терминал способен обеспечить суточную погрузку до 5 тыс. тонн на судно". ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" начал также разрабатывать проект строительства зернового терминала с пропускной способностью до 2,5 млн тонн в год. По словам генерального директора ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Игоря Русу, интерес к проекту уже проявили трейдерские компании с мировым именем, а также ряд пивоварных. Строительство должно начаться в этом году. По словам заместителя руководителя департамента регулирования производственной деятельности морских портов Минтранса Олега Просвирнина, сегодня обсуждается строительство двух зерновых терминалов: на 1,5 млн тонн в год на расположенном в Керченском проливе порт "Кавказ" и на 1 млн тонн в год в Астраханском. "Их реализация позволит к 2010 г. увеличить мощности по перевалке зерна в российских портах до 13 млн тонн в год, - сказал он "Известиям". - Наряду с этим Минтранс рассмотрит возможность расширения припортовых элеваторов, развития портовых железнодорожных станций и пополнения парка вагонов-зерновозов и судов под экспортные объемы отгрузки зерна. Мы надеемся на инвестиционную активность самих экспортеров зерна". Пока эти надежды оправдываются. Первый вице-президент компании "Стойленская нива" Дмитрий Древлянский предсказывает, что экспортная инфраструктура может стать широким полем для крупных вложений. Следовательно, она представляет инвестиционный интерес для ряда крупных производителей зерна. АПК "Агрос" (входит в холдинг "Интеррос") в ближайшие годы планирует вложить более $100 млн в строительство зерновых терминалов в двух российских портах. Первый проект (стоимостью до $100 млн) будет реализован в Новороссийском морском порту. Там идет реконструкция трех причалов, которая позволит увеличить мощности по перевалке зерна до 3 млн тонн в год. Второй проект (стоимостью $30-40 млн) "Агрос" планирует реализовать в порту Усть-Луги (Ленинградская область). Он предусматривает строительство зернового терминала мощностью около 3 млн тонн в год. А что вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир