Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров сообщил о переговорах с США по банковским переводам
Армия
ВС РФ взяли под контроль дорогу Суджа – Рыльск в ходе освобождения Свердликово
Экономика
Дмитриев заявил, что возвращение американских компаний в РФ не будет простым
Мир
В Словакии осудили двойные стандарты ЕС в вопросе транзита российского газа
Мир
МИД Канады отверг поддержку присоединения России к G7
Политика
Захарова назвала переговоры США и РФ началом работы по решению глобальных проблем
Политика
Минобороны России и Индии подписали соглашение о сотрудничестве
Мир
Матвиенко заявила о планах Эфиопии принять участие в торжествах к 80-летию Победы
Мир
Дмитриев сообщил о переговорах РФ и США по сотрудничеству в Арктике
Мир
Маск раскритиковал траты США на оборону Европы
Общество
Водитель выиграла суд у администрации Тамбова из-за нападения бездомного пса
Мир
В США приостановили прием заявлений от мигрантов с Украины
Мир
Трамп указал на отсутствие отчетности о деньгах по украинскому конфликту
Армия
Минобороны сообщило о девяти ликвидированных БПЛА над регионами России
Мир
ЦИК Абхазии назначил второй тур выборов президента на 1 марта
Общество
РЖД будут обнулять персональные карты лояльности у дебоширов
Армия
В музее ВС РФ открылась выставка об истории армии России и СВО

Первые шестидесятники

В четверг в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "Святые шестидесятые". Ее главный герой - так называемый критический реализм. Его представляют 350 произведений живописи, графики и скульптуры 60-х годов XIX века из собраний самого Русского музея, а также Эрмитажа и Третьяковки... Маленький диптих Верещагина "После удачи - после неудачи" о кавказской войне смотрится настолько "горячо", что куратор выставки, подведя вашего корреспондента к нему, даже смутился и сказал каким-то извиняющимся тоном: "Понимаете, когда мы готовили выставку, мы не могли знать, что чеченцы захватят заложников в Москве..."
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
В четверг в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "Святые шестидесятые". Ее главный герой - так называемый критический реализм. Его представляют 350 произведений живописи, графики и скульптуры 60-х годов XIX века из собраний самого Русского музея, а также Эрмитажа и Третьяковки. Трудно найти в истории русского искусства эпоху, чья культура была бы более созвучна для нас сегодня. Русский музей постарался сделать экспозицию "Святых шестидесятых" спокойной и даже лиричной, но все равно она может показаться и острым политическим памфлетом на злобу дня. Лейтмотив выставки - творчество Василия Перова, крупнейшей фигуры критической живописи 1860-х. Эту же линию дополняют его ученики и соратники - Прянишников, Журавлев, Соломаткин. Перов знаком нам с детства по советским школьным учебникам, где его картины приводились как наглядный пример "обличения царизма". Упадок страны, коррупция власти на местах, поголовное пьянство, разврат духовенства, беспризорные дети и эксплуатация детского труда - вот проблемы, которые были для "шестидесятников" важнейшими. А маленький диптих Верещагина "После удачи - после неудачи" о кавказской войне смотрится настолько "горячо", что куратор выставки, заведующий отделом русской живописи второй половины XIX века Владимир Леняшин, подведя вашего корреспондента к нему, даже смутился и сказал каким-то извиняющимся тоном: "Понимаете, когда мы готовили выставку, мы не могли знать, что чеченцы захватят заложников в Москве...". У Верещагина на холсте слева ("После удачи") кавказец в боевом облачении держит в руке отрезанную голову русского солдата; на холсте справа ("После неудачи") этот самый русский солдат философически закуривает, стоя над сваленными друг на друга телами трех убитых кавказцев. Эти картины, цель которых - критиковать власть и обратить внимание общества на бедственное положение дел в стране, за истекшие 150 лет ничуть не потеряли своей актуальности. Сегодняшние российские неурядицы совпадают с проблемами "святых шестидесятых" до малейших деталей и точно так же нуждаются в терапии, в том числе и художественной. Перову на выставке противопоставлен его друг в жизни и оппонент в искусстве - Николай Ге, и это противостояние определяет философский каркас всей выставки. Ге писал картины преимущественно о вечном, Перов - на злобу дня. Ге - вполне академично, Перов - грубо и рвано. Ге наследовал мастерам Возрождения с их стремлением к всемирному и великому, Перов - "малым голландцам" с их вниманием к житейским мелочам. Поэтому оба художника задают как бы два полюса выставки, поют две песни об одном, но один в высоком стиле, а другой - в низком жанре. Где у Ге библейская "Тайная вечеря" с Иисусом и Иудой, у Перова - "Крестный ход на Пасху" с пьяным дьячком. Где у Ге "Голова Иоанна Богослова", своего рода икона нового времени, там точно такая же икона у сподвижника Перова Алексея Корзухина, лицо молодой вдовы из картины "Поминки на кладбище", вынесенное на плакат выставки. Такая двойственность, многомерность выставки - несомненная удача организаторов; без нее экспозиция рисковала бы соскользнуть либо в плакатность социальной критики, либо в расплывчатость рассуждений о бренности всего. Однако авторы выставки старались "увести" ее и от расплывчатости, и от чрезмерной публицистичности. Ядро выставки - остро социальные работы, но по мере движения в глубь анфилады залов начинают преобладать пейзаж и более спокойные жанровые сцены, вроде "Бабушкиных сказок" Максимова. Так что извечные российские болячки растворяются в бескрайних российских хлябях и столь же неизбывном российском долготерпении. Растворяются, растворяются и в конце экспозиции, казалось бы, и вовсе претворятся в некую музыкальную стихию, ибо музыка является темой последнего зала. Но не тут-то было: выставку завершают три вполне издевательские работы - умирающий "Больной музыкант" Клодта, "Безумный музыкант" Косолапа с перекошенным лицом, а в центре опять Перов - "Бобыль-гитарист", одинокий, пьяненький и трогательный. Вот она, песнь России. Мы снова лицом к лицу с нестерпимостью и убожеством русской жизни. Значимость "Святых шестидесятых" для сегодняшнего дня - не только в том, что сюжеты XIX века имеют прямые параллели с сюжетами начала века XXI, не только в том, что они констатируют: проблемы России - не временные трудности, за полтораста лет страна не сумела найти им решения. У этой выставки есть и другое, очень важное содержание. 60-е годы были эпохой, когда российское искусство впервые спустилась с небес на землю (до того русские художники рисовали по большей части пышнотелых красавиц и античных героев). Именно тогда культура нашей страны в первый раз заявила о своей политической позиции, точнее, оппозиции - по отношению к позиции власти. Сегодня для художника и вообще для человека культуры нет более животрепещущего вопроса, чем вопрос о том, должна ли культура иметь какую бы то ни было политическую позицию, и если да, то какую - сотрудничать ли с властью или, напротив, критиковать ее. Очень поучительным ответом на этот вопрос и являются "Святые шестидесятые". Ответ они дают проверенный временем, и к нему стоит прислушаться. А что вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир