Кроме меня в машине два чеченца. Мы выехали от здания правительства и направились в сторону северной окраины Грозного - Черногоречье. Первый блокпост на нашем пути - КПП 11 - на так называемой площади Трех Дураков (при Дудаеве площадь Имама Мансура). Проезжаем без остановки, выезжаем на проспект Победы в район Центрального рынка.
- Это самый опасный район? - спрашиваю я водителя-чеченца.
- Нет. Бывает, на Центральном рынке федерала какого-нибудь убьют или автобус взорвут с людьми, а вообще-то район самый обыкновенный.
КПП 14 проехали без остановки. Никому и в голову не пришло проверить наши документы. Едем по проспекту Ленина в сторону площади Минутка.
- Раньше эта площадь называлась имени Хрущева, - говорит водитель Леча, - в честь того, что он нас реабилитировал.
Следующий КПП - № 16 - приморский ОМОН. В 50 метрах от моста генерала Романова. И этот блокпост мы проехали без остановки.
Площадь Минутка проезжаем без проверки. Улица Сайханова представляет собой ряд разрушенных частных домов. Через каждые 20 метров продают десятилитровые бутылки с бензином. Возле каждой торговки табличка с цифрой 45 - это значит 45 рублей за 10 литров. Бросился в глаза один щит: "Конденсат-93 отвечаю. Магомед".
Блок-пост 29 - новокузнецкий ОМОН. Это первые люди, которые проверили содержимое нашего багажника. В мае 2000 года здесь погиб один из бойцов. Он попросил водителя открыть багажник, в это время сработало взрывное устройство. Возле блокпоста православный крест со свежими цветами.
КПП 44 - самарский ОМОН. Проехали без проверки. Навстречу нам движется колонна легковых машин. На одной из них трепещут воздушные шарики и разноцветные ленты - это значит свадьба. Невесту везут к жениху. По чеченскому обычаю каждый, кто перегородит дорогу свадебной колонне, имеет право потребовать выкуп за невесту. Милиционеры на блокпостах знают этот обычай, и в выходные дни, когда в Чечне проходят свадьбы, перегораживают дорогу и берут деньги. Сумма взяток в свадебные дни достигает 500 рублей. За нашей спиной начинается беспорядочная интенсивная стрельба из автоматов.
- Не волнуйся, - говорит водитель. - Это приморский ОМОН приветствует молодоженов.
Выезжаем из Грозного и возвращаемся обратно. Едем на восточную окраину Грозного. Из 10 постов только на двух у нас проверяют багажник. Водитель рассказывает омоновцу анекдот: "Один мужик продавал корову. Ее не покупали, но каждый раз смотрели зубы. Когда в очередной раз он привел корову на рынок, она сама открыла рот".
- Это к чему? - спросил омоновец.
- Я точно так же открываю багажник.
На блокпосту в районе Минутки удалось разговорить одного из бойцов.
- Было ли усиление контроля, после того как в Москве произошел теракт?
- Нет, мы работаем в обычном режиме. Нам сказали проводить 100-процентный военный досмотр, но если мы это будем делать, весь Грозный встанет. В городе всего четыре улицы, по которым можно проехать. Все остальные в завалах.
- Проводились ли крупномасштабные зачистки в Грозном, после того как произошел теракт?
- Войсковые операции сейчас неэффективны. Мы работаем тихо, опыт партизанской войны в России уже накоплен от Степана
Разина до Джохара Дудаева.
На улицу Гаражная, 10 мы вернулись через час. Только час нам потребовался для того, чтобы проехать весь город. В это самое время в городе началась беспорядочная стрельба.
- Что происходит? - спросил я у дежурного на КПП правительства.
- Чеченцы празднуют свадьбу.
А что вы думаете об этом?