Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров сообщил о переговорах с США по банковским переводам
Мир
В Словакии осудили двойные стандарты ЕС в вопросе транзита российского газа
Мир
МИД Канады отверг поддержку присоединения России к G7
Авто
Непристегнутых водителей призвали лишить бесплатной медпомощи при ДТП
Политика
Минобороны России и Индии подписали соглашение о сотрудничестве
Мир
Матвиенко заявила о планах Эфиопии принять участие в торжествах к 80-летию Победы
Мир
МИД подтвердил настрой Москвы и Вашингтона урегулировать конфликт на Украине
Мир
Премьер-министр Финляндии предложил разместить миротворцев ОБСЕ на Украине
Экономика
В Zara заявили о готовности сосуществовать в РФ с хозяином Maag и Ecru
Общество
Водитель выиграла суд у администрации Тамбова из-за нападения бездомного пса
Мир
У папы римского Франциска выявили начало двусторонней пневмонии
Общество
С марта в Подмосковье начнут штрафовать владельцев незарегистрированных собак
Мир
Трамп указал на отсутствие отчетности о деньгах по украинскому конфликту
Армия
Старший матрос Кондратьев сбил два украинских FPV-дрона в зоне СВО
Мир
ЦИК Абхазии назначил второй тур выборов президента на 1 марта
Общество
РЖД будут обнулять персональные карты лояльности у дебоширов
Общество
Путин назначил Борисова спецпредставителем по сотрудничеству в области космоса

Кризис некомпетенции

Системы управления межконтинентальными баллистическими ракетами создавались на п/я на Авиамоторной улице. Главными конструкторами там были два друга-соперника - Михаил Рязанский (управление по радио) и Николай Пилюгин (автономные системы). Созданные Михаилом Янгелем ракеты были отправлены на Кубу, там начался Карибский кризис. Но оказывается, что старт этих ракет в направлении Америки был все равно невозможен
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Автор этих строк работал в те годы испытателем бортовых систем управления на "машинах" (ракетах) Михаила Янгеля и Владимира Челомея. Стреляли в основном с полигона в Тюра-Таме. Тогда появилось новое поколение систем управления, и возникало множество проблем. Например, взрыв в октябре 1960 года, когда погиб М.И. Неделин, мог быть вызван ошибкой в работе пиропатрона при запуске двигателей второй ступени. Поэтому всю проверочную и подготовительную работу выполняли мы, представители промышленности. Военные только нажимали кнопки "пуск". На Кубу привезли, как известно, ракеты Янгеля. Обслуживали их только военные, переодетые в механизаторов и агротехников. Так вот, после того как "изделия" вернули домой, их, естественно, перепроверяли в головном НИИ. И один из наших инженеров был туда откомандирован для проверки систем управления. После чего шепотом рассказывал, что ни одна из ракет не смогла бы стартовать, так как во время регламентных работ обмотки гироскопов сгорели. Дело в том, что впервые на "изделиях" для уменьшения трения гироскопы погружали в силиконовую жидкость (так называемые жидкостные, или плавающие, гироскопы). Перед стрельбой для разгона гироскопов требовалось разогревать жидкость слабым током для уменьшения вязкости в течение 20-30 мин (что, разумеется, сказывалось на времени готовности). По каким-то причинам во время регламентных работ наши офицеры на Кубе подали ток разгона в обмотки гироскопов без предварительного разогрева жидкости подвески. Естественно, случилось то, что и должно было случиться с заторможенными двигателями: они сгорели. Поэтому получить сигнал готовности было бы невозможно, и старт не мог состояться. С тех пор прошло много лет, и я уже не помню имя того инженера, кто рассказал эту правдивую, на мой взгляд, историю. Но всякий раз, когда начинается дискуссия о событиях тех лет, размышляю о том, насколько опасны дураки у власти. А что вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир