Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Трагедию в Северной Осетии спровоцировало землетрясение

Случайность ли - обвал ледника Колка или катастрофу можно было предугадать? Чем отреагируют снежные вершины на потепление климата? Как эффективней бороться с последствиями природных катастроф в горах? Доктор географических наук Василий Панов говорит, что причиной обвала стало землетрясение начала сентября на Черноморском побережье. Коварный "толчок в спину" спровоцировал досрочный обвал. Причем гигантской силы: до 120 миллионов кубометров льда за четыре минуты продвинулись по ущелью на 17 километров
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Во вторник, 8 октября в Высокогорном геофизическом институте, расположенном в Нальчике, открылась всероссийская конференция по селям. Запланированная еще год назад дискуссия ученых вызвала повышенный интерес в связи с сентябрьской трагедией в Кармадонском ущелье Северной Осетии. Случайность ли - обвал ледника Колка или катастрофу можно было предугадать? Чем отреагируют снежные вершины на потепление климата? Как эффективней бороться с последствиями природных катастроф в горах? Обо всем этом пойдет речь на конференции. К сожалению, среди ее участников нет одного из наиболее авторитетных в стране специалистов по ледникам зам. начальника отдела высокогорных гидрометеорологических исследований Северо-Кавказского гидрометцентра доктора географических наук Василия Панова. Из-за болезни он не смог поехать в Нальчик. Но согласился дать интервью "Известиям". - Что стало причиной "несвоевременного" падения ледника Колка? - По моему убеждению, землетрясение начала сентября на Черноморском побережье. Толчки от него докатились до Осетии. Они и потревожили один из висячих ледников в районе горы Гимарайхох. Этот сравнительно небольшой ледник (объемом до трех миллионов кубометров) стал сползать и 20 сентября рухнул на нижележащий Колку. По нашим и Института географии прогнозам, Колка должен был оказаться в долине не ранее 2010-2015 годов - такой вывод напрашивался из многолетних наблюдений над этим пульсирующим ледником, который и прежде доставлял немало бед жителям Кармадонского ущелья. Но коварный "толчок в спину" спровоцировал досрочный обвал. Причем гигантской силы: до 120 миллионов кубометров льда за четыре минуты продвинулись по ущелью на 17 километров. - После предыдущего схода Колки в 1969 году Кармадонское ущелье стало активно застраиваться: появились базы отдыха, поселок Горная Саниба, ванный корпус санатория. Сегодня все это погребено под десятками метров снега и камней или затоплено. С чьей подачи заселяли опасную местность? - Явно не с нашей. Я провел в те годы много времени в ущелье и настаивал, чтобы в долине ничего не сооружали, кроме ветхих временных строений. Но у местных чиновников возобладало желание по полной программе воспользоваться тогдашним прогнозом 50-70-летнего затишья Колки. - Утверждают, что трагедия в Кармадонском ущелье - результат плохого финансирования метеорологических, гляциологических служб, деятельность которых в окрестностях ледника в последнее десятилетие была свернута. О надвигающейся беде некому было предупредить население. - Это не совсем так. Наблюдения продолжаются. Правда, не в тех масштабах, что прежде. И в отсутствие вертолетной поддержки. Если лет 20 назад мы обследовали по 60-70 ледников в год, то сейчас - 10-15. Что касается Колки, то наши специалисты поднимались к нему последний раз до трагедии в 2000 году, а к рядом расположенному леднику Майли - в сентябре этого года. Их поведение не вызывало тревоги. - Потепление климата повышает угрозу схода ледников? - Процесс наблюдается двоякий. С одной стороны, ледники отступают. С другой - потепление сопровождается увеличением количества осадков в горах (за последние 50 лет рост на 12%). А значит, на больших ледниках чаще создается так называемый положительный баланс, способствующий обвалам. Причем это касается не только Осетии. Ледники, в том числе наиболее коварные - пульсирующие, есть в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане. P.S. Как выяснили "Известия", Василий Панов не одинок в своем убеждении о причине непрогнозируемого падения ледника. Участник конференции декан географического факультета Северо-Осетинского госуниверситета Борис Бероев также полагает, что спровоцировать обвал Колки могло землетрясение. На Транскавказскую магистраль обрушилась скала Во вторник в районе северного портала Транскавказской магистрали в Северной Осетии упала на трассу скала. Груда камней и скальных пород блокировала пятьсот метров магистрали. К счастью, никто не погиб. Однако в плену стихии оказались два грузовика, направлявшихся во Владикавказ с грузом муки. "Камазы" были заблокированы обрушившимися камнями. На место происшествия направлено несколько бригад спасателей, работа по очистке трассы начнется только в среду. Обрушение горных пород на полотно Транскавказской магистрали произошло в 14.35 по московскому времени. Неподалеку от места происшествия находится огневая позиция противолавинной службы Северной Осетии, сотрудники которой сразу же сообщили об обвале во Владикавказ. - Скала упала на трассу скорее всего потому, что ее подмыло водой. Она сорвалась вниз под тяжестью собственного веса, - сообщили "Известиям" в дежурной части Министерства по чрезвычайным ситуациям Северной Осетии. - Однако пока мы не можем указать точную причину происшествия, хотя оно наверняка никак не связано с сейсмической активностью в этом районе. По данным МЧС, заблокированные на трассе автомобили не были повреждены. Их водители тоже не пострадали. Спасатели, прибывшие на место обрушения через два часа, приступили к эвакуации водителей грузовиков. Сегодня с рассветом специалисты МЧС должны были провести оценку сложившейся ситуации и нанесенного дороге ущерба, а также разработать план расчистки. Кроме того, спасатели обязаны проверить, возможно ли в ближайшем будущем повторение подобной чрезвычайной ситуации на этом участке. Для расчистки дороги в подобных ситуациях применяется специальная дорожная техника, которая вгрызается в завал и отбрасывает груды камней с дорожного полотна. В данном случае сотрудникам дорожно-ремонтного управления придется расчищать более пятисот метров автомобильной дороги. Дмитрий РУДНЕВ А что вы думаете об этом?
Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир