В пятницу был объявлен лонг-лист независимой премии "Дебют". А премия имени Белкина назвала сроки выдвижения номинантов.
Третий год молодые люди России, СНГ, а также стран ближнего и дальнего зарубежья имеют шанс на то, что их прочтут профессионалы, возможно, дадут немного денег (победители в каждой номинации получат по 2 тысячи долларов в рублевом эквиваленте) и даже издадут книжку. Но если раньше премия "Дебют" пыталась искать уже сложившихся мастеров, то теперь там поняли: к 25 годам в наше время вызревают, быть может, только дистиллированные лирические поэты, остальным еще зреть и зреть. Поэтому ридеры (чтецы первоначального потока) были ориентированы на того, кто хотя бы подает надежды.
Перечислять тех, кто вошел в лонг-лист по всем номинациям ("Крупная проза", "Малая проза", "Поэзия", "Драматургия" и "Детская литература"), бесполезно - их имена ничего не скажут даже специалистам. Про некоторых, впрочем, сказала координатор премии Ольга Славникова: один из текстов "Крупной прозы" написан 11-классником, но при этом его можно рассматривать абсолютно всерьез. Другой представляет собой постпелевинскую прозу, третий напоминает "Путешествие дилетантов" Окуджавы... Один из номинантов "Детской литературы", инвалид, набивал свой текст на клавиатуре... носом, но текст этот вызвал у жюри не сочувствие, что было бы вполне понятно и объяснимо, а восхищение своими литературными достоинствами.
Поле чтения молодых - от Коэльо до Сорокина, самый отдаленный выброс - Кундера, о чем с оправданной грустью говорил на пресс-конференции председатель жюри Александр Кабаков. Но главное - то, как они пишут. Жюри надеется, что как через 20-30 лет в моду возвращаются клеши, так в литературу вернется норма. Хотя что таковой считать: можно ведь быть нормальным и в ненормальности...
Еще одна премия, имени Ивана Петровича Белкина, ждет претендентов на звание лучшей повести года до 15 декабря. Номинировать имеют право периодические издания на русском языке и литкритики.
А что вы думаете об этом?