На следующей неделе в эфире НТВ появятся новые серии проекта "Российская империя". Знаменитый автор знаменитой серии Леонид ПАРФЕНОВ рассказал корреспонденту "Известий" Миле КУЗИНОЙ о том, что увидят телезрители.
- Чего ждать от новых серий "Российской империи"?
- Тема - Александр II. Время реформации, очень сходное с нынешним временем. Первое пришествие капитализма в Россию. Сейчас у нас второе пришествие. Акционерные общества, картина Маковского "Крах банка". Конец Кавказской войны, покорение Чечни и Дагестана. Мы заступались за сербов и болгар - Русско-турецкая война. Весь этот кризис реформ. "Кому на Руси жить хорошо?" - это вопрос пореформенной России. Все перевернулось, а кто от этого осчастливлен? У Некрасова: "порвалась цепь великая, порвалась - расскочилася: одним концом по барину, другим по мужику". Тогда была введена всеобщая воинская обязанность, судебная реформа - царский манифест: "Милость да царствует в судах". Первая попытка построения правового государства. "Современник". Журнал же был акционерным обществом. И Некрасов привлекал Тургенева и Толстого за дивиденды. Аляску продали, что само собой занятно.
- Будут примеры из частной жизни?
- Я брал для примера братьев Верещагиных. Две судьбы. Папаша - обычный помещик в лесной глуши. Детей восьми лет отдал в Морской кадетский корпус. Они заканчивают училище и выходят в отставку мичманами. Один - Василий - из них до конца дней ставит общественные вопросы - тогдашний художник протеста. Другой - Николай - создатель вологодского масла и пошехонского сыра. Открыл сотни сыроварен, маслобоек. Доказал, что из молока русских коров можно варить сыр, масло мирового уровня.
- Еще будет Петербург?
- Питер тогда вошел в число мировых столиц, стал городом-миллионером - первым из российских. Он был наравне с Лондоном и Парижем и впереди Нью-Йорка, Берлина и Вены. Город контрастов. Именно буржуазный строй предполагает эту роскошь, жизненный успех. Все вываливается наружу. Мы показываем это на примере Раскольникова, благо у Достоевского все точно: вот каморка, дом, где жила Мармеладова, старухин дом. Каморка Раскольникова существует - там сейчас все расписано граффити: "Родя, мы тебя любим". С другой стороны тот же Достоевский, например, писал об открытии гостиницы "Европа". Таких гостиниц было построено одновременно несколько в мире. Это от них весь этот шик - все эти "Ритцы", эпоха Наполеона III, эклектичная. Буржуазная этика до сих пор существует - пальмы, бронза, хрустальные люстры. Как у Набокова в "Лолите": "мы осмотрели подлинную избу Линкольна. Вполне современный дом, смело рядящийся под исторический".
- А зачем, собственно, нужно такое кино?
- Кто-то в нем видит сугубое просветительство. Ведь все учились по советским учебникам. Где это если и было, то очень скучно, неинтересно. Но для меня главное, конечно, это созвучие любого из тех периодов с сегодняшними событиями. Мы объясняли в прологе: для одних империя - ответ на вопрос "Что делать"? Для других объясняет, кто виноват.
- Как рождается розыгрыш темы?
- А это уже профессия. Чувство, что это интересно - не интересно, греет - не греет, звучит - не звучит.
- А что вас удивляет?
- Все удивляет. Мы сколько раз убеждались, когда ищешь что-то буквальное, потом находишь, и оно является сильным подтверждением общего. Как-то в связи с Александром I мы нашли последний верстовой столб времен русской оккупации, который, кроме меня и оператора Вовы Каптура, больше никто не увидит. В самой Франции никто не знает, где он находится. Дорога сместилась, и он затерялся. Или вот приехать в деревню Кандеевка. Взять сажень и мерить там землю. В этой деревне в 1861 году было одно из крупнейших восстаний. Проверить самому этот надел, какой мужики получили и пошли бунтовать. Больше всего меня покоряют вещи. От серебряной медали "За покорение Чечни и Дагестана" перейти к тому камню, на котором сидел Барятинский, дабы не стоять перед Шамилем. А дом Шамиля в Калуге, так называемый Кавказ в Калуге. Сейчас на месте мечети во дворе стенд организации "Идущие вместе".
- Смешно?
- Бывает всякое: смешное, нелепое, милое, горькое. Я чувствую это своим. Для меня это моя история, и у меня всегда было очень острое ощущение материальных свидетельств времени.
- Сколько еще вы будете снимать "Империю"? Не надоело?
- Еще снимем про Александра III и Николая II. Что значит надоело? Это работа. Я же не художник, творящий по вдохновению. Это - производство. А оно живет по другим законам: необходимости, рейтинга, затрат, сроков, хронометража, монтажа, озвучания.
А что вы думаете об этом?