Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Владимир Тарачев: "Ступор реформы происходит от разброда в головах правительственных чиновников"

В пятницу в Торгово-промышленной палате совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей пройдет общественное обсуждение вопросов пенсионного законодательства. В понедельник в Думе состоятся парламентские слушания на эту же тему. Интерес к вопросу понятен: с первого января часть пенсионных взносов поступает в накопительную систему. Каждый из нас - потенциальных пенсионеров - должен бы знать, как защищены наши рубли от инфляции или просто от разбазаривания
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Но до сих пор не принят закон об инвестировании пенсионных накоплений, который и должен дать ответы на эти вопросы. В результате, по подсчетам экспертов, уже к 2004 году это может породить серьезную социальную напряженность. Как раз к выборам. Тем не менее правительство в очередной раз заблокировало законопроект. К "длинным" деньгам не допускаются негосударственные пенсионные фонды. Обо всем этом зампред комитета по кредитным организациям Владимир Тарачев рассказывает корреспонденту "Финансовых Известий" Георгию Осипову. - Пока нет четких правил о распоряжении нашими накоплениями, кто, как и какой их объем тратит? - Нет не только закона. Увязло в согласованиях положение о порядке инвестирования пенсионных накоплений. Пенсионный фонд (ПФ) вправе потратить собранные с начала года в рамках накопительной системы взносы, как хочет. Поскольку сегодня он может проводить инвестирование, руководствуясь действующим законом об инвестиционной деятельности. А по этому закону инвестирование - это фактически покупка любых активов: машин, оборудования, недвижимости. В 2002 году в рамках накопительной системы должно быть собрано до 40 млрд. рублей. К началу 2004 - 100 миллиардов... - То есть сегодня закладывается социальная бомба к 2004 году - тогда, очевидно, встанет вопрос: куда делись 100 миллиардов? - Да, ведь речь идет о совпадении графиков политической активности и запуска пенсионной реформы. Однако существует еще одна проблема - аппаратно-организационная, которая превращается в политическую. Сложившийся в правительстве механизм работы над законодательством показывает свою неэффективность. Правительственные согласования стали удавкой законодательной реформы. Пример того - законопроекты, направленные на регулирование финансового рынка. Посмотрите, где находятся десятки законопроектов, которые согласно планам правительства уже должны были оказаться в Думе. Эти проекты проходят двадцатый круг согласований. Такова судьба закона "О гарантировании вкладов", правительственного варианта закона "Об ипотечных ценных бумагах", закона "Об инсайдерской информации". Закон об инвестировании - частный случай. Сегодняшний ступор реформы происходит прежде всего от разброда в головах правительственных чиновников. Который чреват катастрофой для пенсионной реформы. Инвестировать пенсионные накопления значит покупать на них финансовые активы. А сегодня выбор таковых крайне ограничен. - Но в этом "частном" случае легко просматривается ведомственный интерес? - Конечно, ПФ не хочет терять финансовый и властный ресурс. Это главный закон бюрократии. Однако в пользу негосударственных пенсионных фондов (НПФ) высказалась не только Дума, но и верхняя палата парламента. Конструкция закона оказывается жестко заданной, если принять во внимание две вещи: замечания президента и само решение о включении в закон прямых норм о НПФ. - Участие НПФ действительно необходимо? - Пенсионный фонд распоряжается накоплениями не слишком эффективно, и, кроме того, полностью непрозрачно. Он готов инвестировать в гособлигации: доходность на этом рынке находится на уровне инфляции (до 15%). За тот же период частные инвесторы, например, паевые фонды, показали доходность на уровне 80-100%, покупая в акции, до 30% - при консервативном портфеле. И граждане начинают это понимать. В настоящий момент число граждан, участвующих в коллективных формах инвестиций, перевалило за 3 млн. человек, а для ПИФов составляет около 150 тысяч. При этом суммарный объем аккумулированных ПИФами средств превышает 500 млн долларов. Однако доходность - еще не все. Понятие "обслуживание клиента" вообще не знакомо чиновниками ПФ. В канун президентских выборов мы рискуем получить в собесах длинные очереди граждан, которые будут требовать от чиновников информации о собственных накоплениях. Сегодня туда приходят лишь люди пожилого возраста, а с завтра придут активные и высокооплачиваемые люди. Чтобы взять выписку со счета, отдать распоряжение о перечислении средств. - Президент по крайней мере дважды вмешивался в ход пенсионной реформы и торопил с ее проведением. Завтрашнее заседание РСПП примет обращение к нему? - Нельзя бесконечно использовать доверие президента. Нужно искать резервы в правительстве и среди представителей финансового рынка. - Что будет делать Дума? - Со следующей недели комитет приступит к рассмотрению поправок - а их поступило около 500 - и к подготовке законопроекта ко второму чтению. Поправки устраняют замечания, содержащиеся в заключении президента, содержат прямые нормы в отношении НПФ, приводят проект в соответствие с законом "Об инвестиционных фондах", уточняют систему лицензирования. В пользу НПФ высказалась не только Дума, но и верхняя палата парламента. А что Вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир