В сюжете экспозиции переплетаются три пласта: собственно архитектурный, рассказ о частной жизни хозяйки и повествование об общественно-политической жизни дома. Проект и постройку особняка Кшесинская заказала академику архитектуры, архитектору Высочайшего двора Александру фон Гогену. В 1906 году балерина с сыном Володей, рожденным от великого князя Андрея Владимировича, поселилась в этом доме, сразу ставшем центром притяжения для столичной богемы. А Гоген на конкурсе петербургской городской Думы получил за особняк серебряную медаль. (Золотая не присуждалась.)
Чертежи, эскизы, фотографии рассказывают о ходе работы над проектом и собственно о строительстве. Еще несколько шагов по залу - и вы попадаете в мир образов, созданных Кшесинской: костюмы, эскизы сцен из спектаклей, личные вещи, изящные безделушки. Рядом с репертуаром императорских театров столицы - пачка акций: Кшесинская была женщиной деловой.
Альковных тайн прима-балерины создатели выставки решили коснуться лишь слегка - во избежание пошленького смакования и умиленного придыхания. Намеки проходят сквозь рассказ о светской жизни особняка. Посещения великих князей Андрея Владимировича и Сергея Михайловича, высокопоставленных государственных чиновников, аккуратно именуемых "покровителями" и "друзьями дома", внятно говорят о многогранности таланта хозяйки. Приемы у Кшесинской становились заметными арт-событиями столицы. Шаляпин, Собинов, Глазунов, Айседора Дункан - все побывали тут. 22 февраля 1917 года Кшесинская дала последний званый обед в своем доме. Пять дней спустя, приказав накрыть стол для вечернего чая, она, не сказав ни слова даже прислуге, ушла из дома вместе с сыном: как явствуют ее мемуары, написанные в эмиграции, - после получения анонимных писем с угрозами.
Угрозы реализовались день спустя. В особняк ворвалась группа неизвестных, "реквизировавших автомобили Кшесинской и продукты питания". А уже с 1 марта в доме поселяются большевики. На выставке впервые экспонируются уникальные документы - переписка Кшесинской с большевистскими руководителями и министрами Временного правительства. Тема переписки - возвращение здания хозяйке. "В советское время мы, разумеется, не могли показать историю борьбы Кшесинской за свою частную собственность", - поясняет заместитель директора музея по науке Алексей Кулегин.
Кшесинская пыталась "договориться с большевиками": просила вернуть хотя бы верхний этаж здания, чтобы открыть столовую с пансионом и "жить этим заработком". Получив отказ, балерина подает жалобу на большевиков в исполком Петросовета, затем в суд. Революционно настроенные солдаты решение суда "дом возвратить владелице", конечно, проигнорировали. Не получила Кшесинская и драгоценностей, даже личных вещей, остававшихся до прихода революционных масс в особняке. Бесстрастные документы и "говорящие" фото удачно дополняют друг друга, воссоздавая картину "коммунистической законности". "Какой-то солдат повел меня в маленькую угловую гостиную, где на полу стояло много ящиков от серебра и футляров от разных вещей. Он мне сказал: "Вы видите, все в полной сохранности". Но, как я потом узнала, все ящики и футляры были пустыми, все уже было расхищено, - вспоминала балерина. - Вся мебель была вынесена, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, там стояли ружья... Ванна-бассейн была наполнена окурками. Невозможно было смотреть на это варварство".
Замыкая круг повествования, авторы экспозиции приглашают увидеться с обитавшими здесь Лениным и Свердловым, Сталиным и Зиновьевым. Митинги, призывы, стрельба, а позже - на протяжении многих десятилетий - "документальные чистки": в угоду политике после октябрьского переворота будет вымарываться история. Замкнутый круг экспозиции завершен. Взглянув на фотографии Михаила Горбачева, Дмитрия Лихачева и других персон новейшей истории, вы выходите в соседний зал - в бывшую детскую и бывший же кабинет Ленина. Вот и знаменитый балкон, с которого Кшесинская так любила наблюдать чудные невские закаты и откуда вождь революции выступал перед революционным плебсом.
Кстати
Заместитель директора музея по науке Алексей КУЛЕГИН:
- Кшесинская была не только талантливой балериной, но и многоопытным биржевым игроком. Значительная часть ее богатства (а она была одной из самых состоятельных особ столицы) получена благодаря не только подаркам ее покровителей - членов императорской фамилии, но и сложнейшим биржевым операциям.
А что Вы думаете об этом?