Недавно спела премьеру "Игрока" в Большом. С молодой звездой встретился корреспондент "Известий" Георгий МЕЛИКЯНЦ.
- Вы чуть ли не сразу переместились из стажеров в звезды.
- Я никак не успеваю почувствовать себя звездой. Да, меня отпускают в самые знаменитые театры. Но это же не поездка в санаторий! Это труд, хотя и вознаграждается он щедро: новыми ролями, интереснейшими партнерами. Думаешь об одном: вперед! Словом, свою звездность, если таковая и имеется, я понимаю как необходимость работать и успевать. А вовсе не снимать сливки с успеха. Сколько бы ни работала, кажется мало. Времени-то остается все меньше...
- Ну у вас еще очень много времени.
- Только на первый взгляд. Оперный репертуар сопрано необъятен. Все героини - молодые. И спеть их надо сейчас, пока ты одного с ними возраста. Конечно, опера не балет, но и тут проходит время. И потому Дездемону надо петь сейчас. Или возьмите Татьяну Ларину. В первом акте ей 16 лет. Рахманиновской Франческе, с которой я готовлюсь скоро выступать, всего пятнадцать. Проще с партиями в ораториально-кантатном жанре, например, в марте в Чикаго я буду петь в "Военном реквиеме" Бриттена с Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем. Там возраст такого значения уже не имеет.
- Еще недавно тягу наших певцов за границу объясняли главным образом материальными соображениями. А чувство вроде тех, что раньше называли советской гордостью, вы испытываете?
- Я всегда радуюсь, что в лучших театрах мира в каждом сезоне ставится хотя бы одна русская опера. Мне нравится, что эта музыка все чаще звучит в мире, находя отклик у слушателей, - хоть и исполняется на чужом для них русском языке.
Американцы, итальянцы - очень непосредственная публика. Приятно петь Марию из "Мазепы" с Валерием Гергиевым в "Мете" или в "Скале" - в постановке Льва Додина и Ростроповича. Однако мне никогда не приходило в голову делить музыку на русскую и нерусскую. Хотя, что скрывать: не уйдешь от того, что я родилась в России, здесь училась, здесь живу.
- Вы москвичка?
- Нет, сибирячка. Из Новокузнецка.
- Как готовились в консерваторию?
- В Новокузнецке в училище не было вокального отделения, я провела два года на дирижерско-хоровом. Но была вокальная студия. Помогло и то, что моя мама - учительница литературы, со многими своими героинями я сначала познакомилась через литературу.
- Вы ученица профессора Ирины Масленниковой, в прошлом замечательной певицы Большого театра. Чем "брала" Ирина Ивановна как педагог?
- Ненасилием. Она всегда оставляла свободный ресурс для самовыражения. Но вообще самую большую школу оперному артисту дает оперный театр. Мне очень повезло: когда я пришла в театр, моим постоянным концертмейстером стала Евгения Михайловна Арефьева.Она серьезно помогла мне с партией Мими, вместе мы готовились к вокальному конкурсу имени Римского-Корсакова, где мне посчастливилось получить первую премию. Все семь лет, что я в театре, Евгения Михайловна - соавтор в моей работе. Когда мы готовим концертную программу, она помогает сообщать образу полноту не только музыкальную, но и человеческую.
- Вы считаете, что для оперной певицы концертная программа обязательна?
- В опере вы проживаете целую жизнь за два-три часа, а в концерте, в каждом романсе - тоже целую жизнь, но уже за две-три минуты. Настоящая концертная программа - это не сборник из произведений, которые я пою вообще, это продуманное собрание разных картин. Новый мир. И хорошая психологическая тренировка.
- Хоть вы открещиваетесь от звания звезды, но, как многие звезды, наверное, придерживаетесь какого-либо специального образа жизни? Диета? Гимнастика?]
- Гимнастикой занимаюсь каждый день, но не спортивной, а по Высоцкому, - общеукрепляющей. В основном, разминочной и дыхательной. Я не умела плавать, научилась четыре года назад. Впрочем, плавательное и сценическое дыхание - разные, но и то, и другое очень важно. Что касается диеты, возможно, когда-то придется об этом позаботиться, но пока моя конституция позволяет на сей счет не тревожиться.
- Ваш театр имени Станиславского и Немировича-Данченко вступает в полосу ремонта. Для вас-то сцены найдутся, а что делать остальным?
- Во-первых, несмотря на то, что у меня все гастроли расписаны до 2005 года, в графике учтены и выходы в родном театре, где бы его спектакли ни проходили. Но проблема, конечно, есть. Ремонт и строительство разворачиваются все больше. Я надеюсь на опыт нашего руководства и уверена, что все будет о'кей. То есть, что они сумеют сохранить труппу, а техническое оснащение станет, как обещают, лучшим в Европе.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Над партией Чио-Чио-Сан.
- Споете ее в ближайшее время?
- Надеюсь. Если все сложится хорошо. Театр - это труппа. И я ее участница. Причем одна из молодых. А вы говорите "зве-зда"...