Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дутые фигурки

Сегодня елочные игрушки - самый популярный товар. Ими торгуют повсюду, даже в самых неожиданных местах, например в книжных и хозяйственных магазинах и даже на улице. Наша промышленность о новогодних игрушках не думает. Чтобы составить достойную конкуренцию красочному импорту, наводнившему отечественные прилавки, фабрике приходится тратить огромные средства на последние разработки германских и польских производителей. И все же наша елочная продукция остается достаточно дешевой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Сегодня елочные игрушки - самый популярный товар. Ими торгуют повсюду, даже в самых неожиданных местах, например в книжных и хозяйственных магазинах и даже на улице. Корреспондент "Известий" решил выяснить, как изготавливают хрупкие шары, забавные фигурки и красочные маковки, и отправился на крупнейшую в России фабрику, где елочные украшения производят вручную. Электричка из Москвы движется на северо-запад и через полтора часа оказывается в Клину. Дождавшись горбатого рейсового автобуса, еду до Высоковска. Еще минут двадцать - и я у проходной ОАО "Елочка". - Сразу предупреждаю, - строго говорит Ольга Павловна Волкова, генеральный директор "Елочки", - нашу продукцию подробно описывать не разрешу. Сейчас много появилось охотников "перенимать опыт": приедут, посмотрят, сфотографируют, а потом в магазине или на рынке продаются игрушки в похожих коробках с идентичными рисунками. Добро бы качество соответствовало, а то ляпают как попало. Процесс производства обычного елочного шарика - зрелище впечатляющее. В темноте огромного цеха таинственно светятся языки синего пламени: несколько десятков женщин "колдуют" над небольшими газовыми горелками. Возле каждой - гора тонких трубок из специального стекла. Расплавив серединку трубочки, мастер-стеклодув дует в образовавшийся тонкий "усик" заготовки. Горячая масса наполняется воздухом, раздувается и подрагивает, словно мыльный пузырь. И хотя стенки стеклянного шара толще радужной мыльной оболочки, сам процесс ручного дутья требует той же осторожности и терпеливости, что и детская забава: лопнуть такой шарик может запросто - стоит только усилить давление воздуха в неподходящий момент или попытаться выдуть шар из бракованной заготовки. - Чтобы выдуть шарик определенного диаметра, нужно обладать потрясающей интуицией и "чувством стекла", - говорит Ольга Волкова. - Конечно, человек - не машина, и вы никогда не встретите двух абсолютно одинаковых изделий. Фабрика существует более 100 лет, и секреты стеклодувного мастерства передаются здесь из поколения в поколение - люди работают на производстве по 40 лет. Вместе с технологом Валентиной Викторовной Афанасьевой подходим к столу: мастер кладет небольшой овальный сгусток горячей, светящейся изнутри огнем и золотом стекломассы в одну половинку металлической формы, накрывает ее второй и через секунду вытаскивает уже отформованное изделие. Еще немного воздуха, короткий "обжиг" над горелкой - и готов прозрачный зайчик. Его отправляют в белый пластмассовый лоток, где таких зайчиков с "усиками" на "макушке" и "пятках" уже много. Когда лотки на столах заполняются, их переносят в следующий цех. Кстати, автоматической транспортировки на фабрике нет вообще - ни одна техника, считают на "Елочке", не может обращаться с хрупкой продукцией так бережно, как человеческие руки. Следуем за нашими зайчиками: во втором цехе светло и пустынно, все вокруг заставлено деревянными ящиками, в которых покоятся шары и игрушки довольно необычного вида - теперь вместо хрупкой прозрачности заготовки приобрели зеркальный блеск. Некоторые шары "посеребрены" наполовину. - Каждая игрушка проходит процесс металлизации: единственная на фабрике машина покрывает ее специальным составом, - комментирует Валентина Афанасьева. - Это нужно, чтобы уже окрашенный цветным лаком предмет имел характерный зеркальный блеск или глубокий матовый цвет. А шарики, металлизированные наполовину, - шарики с "экраном" - особый дизайнерский прием: вы будете смотреть в него, как смотрят в воду... Увы, машину я так и не увидела - безлюдный цех мы прошли быстро и попали в помещение, похожее на лабораторию алхимика. В огромных чанах - иссиня-черное или кроваво-красное варево. В него работница на мгновение опускает серебристый шар, который держит за "усико". А вытаскивает уже васильковый или алый. И ловким движением вставляет "усико" в пустую ячейку на вертящейся "подставочке-бочке", обтянутой холщовой тканью. Так шары сушатся. Лаки на "Елочке" используют в основном импортные - наша промышленность о новогодних игрушках не думает. А вот европейцы - наоборот, чего только не изобрели для своих "елочников": есть лаки, которые придают шарам особый "бархатный" блеск, есть такие, которые, высыхая, начинают кристаллизироваться, и по всей "шелковистой" поверхности шара или "макушки" разрастаются чудесные "узоры", похожие на те, что "выписывает" мороз на окнах. Чтобы составить достойную конкуренцию красочному импорту, наводнившему отечественные прилавки, фабрике приходится тратить огромные средства на последние разработки германских и польских производителей. И все же продукция "Елочки" остается достаточно дешевой. Дело в том, что тот самый "ручной труд", которым так гордятся на фабрике, обходится дешевле, чем автоматика. Вот и получается, что один шарик, на изготовление которого уходит 3-4 дня, может по себестоимости не превышать 5 рублей! Особенно странно это слышать после того, как побываешь в четвертом цехе - настоящей мастерской прикладного искусства! Здесь тончайшими кисточками мастерицы расписывают игрушки по образцу, разработанному главным дизайнером фабрики Светланой Поповой, и эта роспись не уступает по красоте и самобытности "палеху" или "гжели". Последний этап - сборка и декорирование изделий (здесь шары и колокольчики собирают в популярные нынче гирлянды, некоторые игрушки получают оригинальное дополнение в виде бантов, ленточек или искусственной хвои), "оснащение" их специальными металлическими "держателями" с петелькой для нитки и упаковка в презентабельные коробочки со слюдяным окошечком, сквозь которое заманчиво поблескивают готовые елочные наборы. Отсюда они отправляются на склад. Ради двух-трех праздничных недель фабрика работает в полную силу круглый год. Активная продажа продукции - только в третьей декаде декабря, хотя дальние регионы России начинают делать заказы уже в июле. Поэтому сотрудники "Елочки" своим главным праздником насладиться не успевают - они выходят на работу уже 4 января - до следующего Нового года им нужно заполнить склады продукцией. Интересно, что уже в декабре уходящего года на "Елочке" знают, что будет модно в конце года наступающего. В ассортиментном кабинете мне показали образцы продукции, которая появится на прилавках магазинов только в декабре 2002 года. Но я вам об этом не расскажу - пускай это останется новогодней тайной...
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...