Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Воспитание чувств на ТВЦ

Каждый из телеканалов по-своему осветил годовщину гибели атомной подводной лодки "Курск". В подаче информации доминирует техническая сторона дела. Заметна в ней и политическая составляющая. Цикл передач "Семейный альбом", сделанный на канале ТВЦ, решает другую задачу - сугубо гуманитарную. Он рассказывает о том, как жили и чем жили в минувший год семьи погибших моряков
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
"Семейный альбом" отразил общую тенденцию к изменению информационного образа ТВЦ. "Придя на канал, Олег Попцов и члены его команды столкнулись с отчужденностью новостного ряда, с эффектом отсутствия свидетеля события, если не сказать, с эффектом безразличия, - говорит руководитель информационного вещания телекомпании ТВЦ Александр Нехорошев. - Нам не по душе позиция энтомолога: черный жук съел полосатого, а камера точно передала, сколько раз он при этом чавкал и шевелил челюстями. Холодные беспристрастные новости - классические с точки зрения западных стандартов - для России не вполне приемлемы. Нам по душе традиция так называемой "страстной журналистики". Тема подъема "Курска" - сама по себе деликатная, осложненная драматическими эмоциями. Мы рассчитывали на максимальное психологическое соучастие в рассмотрении ее самих зрителей. Другие телеканалы сосредоточили внимание на технологических аспектах - реактор, понтоны, распилы, водолазы. Мы тоже сообщаем о ходе работ. Но для нас главное - не забыть, что поднимают не железо, а останки людей. И показать, как прожили этот год матери, жены и дети погибших". Для "Семейного альбома" был выделен специальный эфир в прайм-тайм - 20.00 в информационной программе "События. Время московское". Но шла передача не каждый день: члены многих семей отказались от интервью. Это можно понять. И журналисты не настаивали. Передача построена не на интервью, а на монологах людей. Географический охват цикла оказался весьма широким - Калининград, подмосковная Яхрома, Курск, Севастополь, Видяево, Мурманск, Североморск, Санкт-Петербург. Герои "Семейного альбома" - люди разных возрастов, профессий и взглядов. Совсем непохожи и их слова. "Для нас они - не покойники, они ушли в поход"... "Я привезу в Видяево гроздь винограда, который любил сын, и брошу в море"... "Я только сейчас понял, что с гибелью сына наша жизнь закончилась - не будет ни счастья, ни радости"... И все же жизнь продолжается, и отношения ближних (и даже близких) к членам семей погибших порой приобретают, мягко говоря, странные формы. Социальный аспект авторы передачи затрагивали с особой осторожностью - специально вопросов о пенсиях и компенсациях не задавали. Но иногда люди сами рассказывали о вещах, в которые как-то не хочется верить. Так, мать одного из погибших моряков вынуждена была уехать из родного города. Когда Татьяна Владимировна получила "похоронные деньги", родственники, друзья и соседи начали завидовать и постоянно обращаться с просьбами: дай, мол, взаймы на машину, на квартиру... Если отказывала, начинали мстить. А у нее, кроме сына, никого не было. "Чему завидуете, - говорит она, - вы мне сына верните и забирайте все"... Впрочем, примеры зависти и равнодушия, к счастью, единичны. Преобладает сочувствие и желание помочь. Так, в одном из строительных управлений Санкт-Петербурга собрали деньги и приобрели двухкомнатную квартиру, чтобы передать семье погибшего подводника. На расчетный счет Фонда помощи постоянно присылают деньги - кто по 100 рублей, кто по 5 рублей, кто по 10. Телезрители звонили на ТВЦ и просили рассказать, кому и чем можно помочь. Как правило, люди отказываются: не надо, мол, неудобно... Признаюсь, перед просмотром цикла передач готовил себя к эмоциональному потрясению, ожидал услышать крики, причитания, обвинения. И действительно, был поражен, но совсем другим - на удивление сдержанным тоном. Видно, что авторы передачи сознательно стремились избежать истерики, надрыва и каких бы то ни было спекуляций на человеческом страдании. Но, по словам Александра Нехорошева, спокойный тон в кадре - заслуга все-таки не журналистов, а самих героев "Семейного альбома". "Я был знаком с подводниками и могу сказать, что специфика этой профессии накладывает отпечаток не только на них самих, но и на их близких, - говорит Нехорошев. - Родственники погибших очень сдержанны. Они даже плачут как-то по-особенному -- с достоинством, не навзрыд. Скорбная фигура умолчания в кадре всегда сильнее истошного крика". В современной России происходит немало трагических событий. Уверен, я не первый и не единственный, кто задавался вопросами: почему именно трагедия "Курска" привлекла столь пристальное внимание телевизионщиков? Почему нет столь же пристального внимания со стороны телевизионщиков к семьям погибших в Чечне? "Общество в какой-то степени привыкло к этой войне, она стала обыденностью, - отвечает Александр Нехорошев. - Эмоциональное восприятие "замылилось". Нет спроса в обществе, и телевидение уже не заказывает такого рода работ. А в случае с "Курском" люди ужаснулись, поскольку в прошлогоднем августе многим казалось, что никто не попытался спасти моряков. К счастью, теперь уже никто так не считает. Кроме того, трагедия "Курска" - одно из сильнейших общенациональных разочарований. "Курск" был символом величия Российского флота, а где-то и основанием для казенной гордости: граница на замке, броня крепка, атомоходы наши быстры. Конечно, на дне океанов покоится не одна российская подлодка. Долг перед погибшими моряками "Комсомольска" и их семьями ничуть не меньше. Но поднять эту лодку технически невозможно. Так что, на мой взгляд, подъем "Курска" решили осуществить лишь по причине небольшой глубины. Но, знаете, есть такая наивная вера: если на этот раз поднимут и тайна гибели будет раскрыта, то больше никто не утонет. Поэтому говорить об этом необходимо. Мы не можем сделать счастливыми всех, но в наших силах поддержать хотя бы небольшую группу людей. Помочь детям погибших получить хорошее образование, найти достойную работу". По давней флотской традиции могила моряка - дно морское. Побывав в Видяеве, мама одного из погибших моряков подумала: "Сынок, может, тебе лучше здесь, в море, здесь так красиво". И все-таки, близким моряков хотелось, чтобы могила была рядом и было куда прийти, присесть, поговорить, вспомнить. И когда начали всерьез говорить о подъеме "Курска", у членов многих семей наступил эмоциональный, психологический перелом. Даже понимая, что сейчас находится в отсеках "Курска", люди хотят, чтобы лодку подняли. На период подъема "Курска" руководство ТВЦ решило отказаться от выпуска "Семейного альбома": для родственников погибших это слишком тяжело, пока их нужно оставить в покое. "Что же касается телезрителей, то некую эмоциональную подготовку к подъему "Курска" мы для них провели, - говорит Нехорошев. - А дальше посмотрим - может быть, найдем какие-то новые подходы". На вопрос о том, для кого в первую очередь сделана эта передача, телевизионщики отвечают: для всех. Вычленять, как это теперь называют, целевые группы, не стали. Задача привлечь особое внимание властей к трагедии "Курска" не ставилась: они и так помнят о ней. Смысл этого цикла - напоминать обществу, что его долг перед погибшими и их семьями не может быть исчерпан.
Комментарии
Прямой эфир