"Они могут подписывать все, что им угодно, - говорят дипломаты, - конфликт не погаснет". Понять тупиковость ситуации несложно. Ведь мирное соглашение, предоставляющее албанскому меньшинству новые конституционные права, в течение 45 дней должен одобрить парламент Македонии. Но его председатель наотрез отказывается даже обсуждать тему, пока боевики Освободительной национальной армии (ОНА) не будут разоружены.
В свою очередь сепаратисты отказываются сдавать оружие, пока документ не будет ратифицирован и пока албанская община не ощутит "реальные положительные сдвиги", как выразился один из полевых командиров ОНА. Таким образом, уступать друг другу стороны не собираются.
Есть еще одна серьезная загвоздка: большинство македонских министров и парламентариев не расположены амнистировать лидеров боевиков, объявленных прокуратурой страны международными преступниками. Едва ли их заставят сделать это евроэмиссары - верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана и генсек НАТО Джордж Робертсон, прилетевшие вчера в Скопье. И едва ли сами боевики захотят в этой ситуации идти на попятную и добровольно разоружаться, как того ждет Запад.
Мирное соглашение не нужно славянам Македонии - тем, кого албанцы выбросили из дома, у кого похитили родственников, отобрали имущество. Тысячи людей, потерявших кров, думают о мести, а не о мире и согласии. С кем мириться на пепелище?
Кстати, та же мысль преследует не только рядовых граждан. "Самый реалистичный выход из положения - начать массированное наступление на террористов, чтобы не дать им захватить новые районы и отогнать от столицы", - заявил глава МВД Македонии Любе Бойковски. Его поддерживает и премьер-министр Любчо Георгиевский, который намеренно не участвовал в переговорах с албанскими партиями, считая это предательством по отношению к народу.
На прошлой неделе война собрала рекордный "урожай": были убиты 19 солдат и полицейских, пять боевиков и несколько мирных жителей. А ведь за все время боевых действий, то есть с февраля, в Македонии погибли примерно 100 человек. Военное командование не сомневается, что сепаратисты не откажутся от своей агрессивной, провокационной тактики.