- Господин посол, какая страна важнее для компании "Боинг" – Россия или Китай?
- Вы, журналисты, любите задавать мне этот вопрос. Когда я был дипломатом, я ни за что не стал бы отвечать на него. Но как служащий "Боинга" попробую. Инвестиции компании в России базируются на имеющейся в вашей стране высокой технологии. В Москве открыт единственный конструкторский центр "Боинга" за рубежом, мы поддерживаем тесные рабочие контакты с компаниями российского хай-тека. Россия для "Боинга" - это самый продвинутый в технологическом отношении партнер. Китай на сегодняшний день не достиг такого развития высоких технологий и в основном предоставляет для нас возможности по сборке отдельных деталей "Боинга". Конечно, последнее для нас тоже очень важно. Кстати, сейчас, разрабатывая новые проекты "Боинга", мы будем пытаться наладить сборку самолетов и в России.
- Предполагалось, что во время недавнего визита китайского лидера в Москву две стороны могли подписать соглашение о покупке этой азиатской страной российских самолетов Ту-204. Но этот лайнер - почти абсолютный аналог "Боинга-757". Так Россия для вашей компании - больше партнер или конкурент?
- И то и другое, в мировом бизнесе полно схожих примеров. Вы спросите: развивая партнерские связи с Россией, мы что, поощряем конкурента? Нет, мы поощряем партнера, очень важного для нас и сейчас, и в будущем. Пока российское авиастроение не в состоянии конкурировать с американским или западноевропейским, новые лайнеры у вас производятся слишком медленно. Но мы отнюдь не из альтруистских побуждений заинтересованы в развитии совместных проектов - мы ожидаем от них большую прибыль для акционеров компании. И надеемся, что с созданием нового регионального самолета для России темпы роста вашей авиационной отрасли резко возрастут.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
- В России - малоосвоенный внутренний рынок авиации. Представители "Аэрофлота" и других компаний неоднократно говорили, что им не хватает самолетов, рассчитанных на полеты на большие расстояния, но с числом пассажирских мест меньше 90-95. Это оптимальная вместимость, которую диктуют российские условия. Вот над этим совместным проектом мы и думаем. Во время последнего Парижского авиасалона "Боинг" подписал с КБ Сухого и Ильюшина меморандум о взаимопонимании, а сейчас уже мы готовим бизнес-план. Я уверен, что это будет сделано достаточно быстро, команды уже созданы и активно работают. Надеюсь, что скоро мы перейдем к этапу конструирования и непосредственно производства этого вида самолетов.
- Во время своего недавнего визита в Москву министр торговли США Дональд Эванс посетил конструкторской центр "Боинга" и весьма лестно отозвался о вашем сотрудничестве с Россией. Почему вы решили открыть этот центр именно в России?
- Во-первых, из-за квалифицированной рабочей силы, которой в России в избытке. Во-вторых, из-за инженерных талантов, которых в США, к сожалению, некоторый дефицит. В-третьих, из-за "конкурентоспособной" заработной платы. Для нас этот конструкторско-дизайнерский центр за рубежом, созданный еще в 1991 году, - образцовое предприятие, успехом которого мы очень гордимся. Тот факт, что недавно мы удвоили производственные площади, говорит о том, что эксперимент удался. Мы заключаем контракты с российскими КБ, и они поставляют нам инженеров. Те проходят в центре подготовку на самой передовой компьютерной технике. Большинство трудится на компьютерах в режиме онлайн параллельно с американскими инженерами на наших предприятиях в США. В результате работа идет очень быстро и эффективно. Сейчас специалисты нашего центра в Москве закончили работу над дизайном новых внутренних отсеков для "Боинга-777" и работают над расширением кабины для пилотов. Этому виду трансконтинентальных лайнеров нужен дополнительный экипаж, ведь речь идет о беспосадочных полетах длительностью до 16 часов. Для нас это - образец партнерства в самом широком смысле этого слова.
- Вы упомянули о "конкурентоспособных" зарплатах.
- Мы не стремимся привозить ваших специалистов в Америку, где им следовало бы выплачивать зарплату по нашим тарифам. Однако в московском центре они получают денег больше, чем в российских компаниях. Мы считаем, что для российских условий это достойный заработок. Я думаю, что Россия в этом заинтересована. Ваши инженеры осваивают наш передовой опыт, но при этом остаются в своей стране и не ищут каких-то заработков за рубежом.
Помимо конструкторского центра в Москве, у нас есть и другие очень важные объекты сотрудничества. Это и работы в рамках программы Sea Launch ("Морской старт"), где задействованы силы четырех стран - США, России, Украины и Норвегии, и совместная работа по созданию Международной космической станции. За 10 лет в России "Боинг" вложил в вашу экономику 1,3 миллиарда долларов. Очевидно, эти инвестиции будут расти, так как мы теперь проводим исследования не только в Москве, но и в других регионах России.
- А вы не скучаете по дипломатической карьере, которой отдали почти пять десятилетий?
- Полвека - это серьезный отрезок времени. Наступает момент, когда тебе хочется изменений в жизни. Я не переживал из-за своей политической отставки полгода назад, понимая, что в Вашингтоне пришла к власти совершенно другая команда. А теперь счастлив, что остаюсь в активе, работая на такую крупную и известную компанию. Кстати, это дает мне возможность проводить достаточно много времени в России.
- Какой процент времени вы уделяете России?
- Мне приходится заниматься всем миром, но на долю России приходится, наверное, 15-20 процентов всего времени.
- Кто ваши лоббисты в Москве?
- Лоббистов нет. Есть старые друзья - Примаков, Гайдар, они помогают мне почувствовать изменения в вашей стране, из которой я уехал в качестве посла в конце 1996 года.
- У вас слава полиглота. Сколькими языками вы владеете?
- В какой-то степени английским. А также испанским, французским, суахили, арабским, ивритом и совсем немного русским.
- Во время визита в Россию министр финансов Пол О'Нил, считающийся в Вашингтоне творцом внешнеэкономических связей США, призвал забыть об эпохе кредитов со стороны МВФ и перейти к прямому инвестированию в российскую экономику. Вы считаете, что для этого уже пришло время?
- Корпоративная Америка пойдет в Россию только тогда, когда убедится, что там ее ждут прибыли. Условия для работы наших компаний в России еще весьма тяжелы. Они улучшаются, но медленно. Однако пример "Боинга" вдохновляет. Мы оказались способными не только выжить, но и процветать на вашей земле.
- Когда вы снова собираетесь в Москву?
- В октябре - в составе делегации американских бизнесменов, которую повезет Дон Эванс. А потом еще раз - перед Новым годом, я привезу с собой нескольких наших важных партнеров, которым хочу показать конструкторский центр "Боинга" в Москве.