За последние двое суток в Македонии много чего случилось. В среду на дороге в 30 километрах к западу от Скопье боевики расстреляли из гранатометов и пулеметов армейскую колонну, при этом погибли 10 солдат, несколько машин загорелось. Никогда еще за весь период военного конфликта, вспыхнувшего в феврале, армия не теряла столько человек в одном месте, причем за считанные минуты.
В Тетово возобновилась и не прекращается перестрелка. В одном из окрестных сел - Ратае - убит полицейский. В самом городе ранены двое жителей-македонцев. Боевики в форме освободительной национальной армии (ОНА) открыто появились в районе местной мечети и теперь выгоняют славян из домов, захватывают их имущество. Они же установили свой блокпост на выезде из Тетово, грубо нарушив договор о прекращении огня.
Совет безопасности Македонии распорядился начать наступление на сепаратистов, овладевших 15 процентами территории республики. "Только с помощью силы мы можем создать условия для выполнения мирного соглашения", - заявил президент Борис Трайковский.
В этом-то и парадокс: мир в итоге устанавливается силовыми методами. Зачем тогда, спрашивается, нужны были переговоры между славянскими и албанскими партиями? К чему это "всеобъемлющее соглашение" о правах албанского меньшинства, наконец-то парафированное участниками встречи в курортном городке Охрид (его подписание ожидается 13 августа)? К чему оно, если спираль конфликта в Македонии продолжает раскручиваться по своим внутренним законам, не подвластным ни пониманию западных эмиссаров, ни коррекции со стороны властей?
Боевиков надо разоружить - только в этом ключ к успеху. Македонские войска никогда не сладят с противником, за которым стоит Косово. Интервенция идет отсюда, и, по-хорошему, разоружать следовало бы тамошних албанцев. С косовскими сепаратистами ничего не сумели сделать ни Югославия с ее мощнейшей армией, ни натовские миротворцы, которым боевики, несмотря на уговоры, так и не отдали свои пушки и минометы. Освободительная национальная армия - это в основном люди из Косово, их командиры имеют богатый опыт - и боевой, и политический. Они-то сумеют выкрутиться с пользой для себя, как уже было не раз.
НАТО собирается ввести в Македонию 3500 своих миротворцев (правда, при условии прекращения боевых действий) и за месяц собрать у албанцев все оружие. Те еще должны дать согласие на добровольную его сдачу. Но война продолжается, а боевики проявляют пока лишь "недобрую волю".