Хотела бы отдать свой голос в "Народном Букере" за роман Бутова. "Свобода" была самым уютным романом из тех, которые я прочла за последние пару лет. Растоптанным, как любимые удобные туфли. Без всякой примеси высоколобости. Романом, написанным легким языком, похожим на глоток душистого горячего чая. Все очень серьезно - и очень мило. Непроясненные отношения, полуголодное существование, разговоры, игры с пауками - все это, с одной стороны, не требовало держать никакой дистанции, а с другой -- не было чувства, что вкупе со своими нагружаешь на себя еще чьи-то проблемы. Обычное в последнее время для литературы облегчение от противного: довести себя текстом до полного изнеможения, чтобы собственные проблемы показались потом смешными по сравнению с книжными, - к Бутову и его роману это не относится.
"Свобода" кажется мне удивительно русским романом. Немножко пьяным, нараспашку, с легкой головной болью, ворохом решаемых серьезных проблем и заботой о чьей-то потерянной черепашке на снегу. Свобода новая, внутренняя, которую нужно изучить и которой насладиться. Действие барахтается во времени, вываливается из всех возможных рамок - при встрече старого Нового года выясняется, что часы стоят, а полночь давно миновала, и это создает удивительное и приятное ощущение безграничности свободы.
Конечно, если бы можно было проголосовать больше чем за один роман, я вспомнила бы об обстоятельном и тихом Дмитриеве, о тяжелом, изматывающем, трагичном "Андеграунде" Маканина, о бесшабашном "Дне денег" Слаповского, о рельефной, со сложными "бабочными" узорами (отголоски набоковского влияния) прозе Славниковой, о мелком - без единой метафоры - и страшном почтовом романе Морозова, - но ни от одного из этих романов мне не было так по-светлому, так умиротворяюще грустно, как от "Свободы". К сожалению, вряд ли у книги Бутова большие шансы быть выбранной главным романом десятилетия, но мне очень хотелось бы верить, что отметят именно ее.
Яна ПАЛЕХОВА, Киев
Прекрасное письмо. Во-первых, хорошо написанное - образом "уютного романа", "растоптанного, как любимые удобные туфли", уверена, не погнушался бы и профессиональный литературный критик. Во-вторых, доброе: автор находит хорошие слова и в адрес тех произведений, за которые не голосует. Сейчас ведь очень распространен такой метод: чтобы похвалить кого-то своего, надо непременно поругать кого-нибудь чужого. В-третьих, поучительное - от полюбившегося романа может быть, оказывается, "умиротворяюще грустно". Потому что он, по мнению Яны Палеховой, "удивительно русский", "немножко пьяный, нараспашку, с легкой головной болью, ворохом решаемых серьезных проблем и заботой о чьей-то потерянной черепашке на снегу". Да и то сказать, кто ищет обязательного позитива и непременных положительных эмоций, тот всегда найдет. Но - в другом романе. За который и проголосует.
Я тоже хочу отдать свой голос произведению, далекому, прямо скажем, от какой-либо благостности. "Любью" Юрия Малецкого - это даже не роман, так, фуга в стиле фьюжн. История любви, которая не созидает, а отнимает здоровье и почти убивает. То, что я не могла оторваться от этого довольно-таки жестокого нагнетания взаимного мучительства двух любящих друг друга людей, говорит о том, что называется: "ну, это твои проблемы". Но ведь и о таланте автора тоже!
А за какой роман проголосуете вы? До 15 августа, последнего срока, когда вы еще можете как-то повлиять на то, кто же станет лауреатом "Народного Букера", осталось меньше недели. Напоминаю, вашим избранником может стать не только один из лауреатов, но и любой автор, чье произведение входило в шорт-лист. Читатели "Известий" уже проголосовали за произведения Марка Харитонова, Владимира Маканина, Булата Окуджавы, Георгия Владимова, Андрея Сергеева, Виктора Астафьева, Алексея Слаповского, Владимира Сорокина. Вспоминайте, читайте, думайте - и пишите нам по почтовому адресу газеты "Известия" с пометкой "Народный Букер" или по электронному адресу: rahaeva@izvestia.ru.
Юлия РАХАЕВА